67. Литературные связи.
Объединяющую роль в литературном процессе играют международные литературные связи (контакты: влияния и заимствования)1.
Влиянием принято называть воздействие на литературное творчество предшествующих мировоззрений, идей, художественных принципов (по преимуществу идейное влияние Руссо на Л.Н. Толстого; преломление жанрово-стилевых особенностей байроновских поэм в романтических поэмах Пушкина). Заимствование же — это использование писателем (в одних случаях–пассивное и механическое, в других — творчески-инициативное) единичных сюжетов, мотивов, текстовых фрагментов, речевых оборотов и т.п
Вместе с тем на крутых поворотах исторического развития интенсивное приобщение той или иной литературы к инонациональному, дотоле чужому художественному опыту порой таит в себе опасность подчинения чужеземным влияниям, угрозу культурно-художественной ассимиляции. Для мировой художественной культуры насущны широкие и многоплановые контакты между литературами разных стран и народов (о чем говорил Гете)4, но вместе с тем неблагоприятен «культурный гегемонизм» литератур, имеющих репутацию всемирно значимых. Легкое «перешагивание» национальной литературы через собственный культурный опыт к чужому, воспринимаемому как нечто высшее и всеобщее, чревато отрицательными последствиями.
Современные ученые обращают пристальное внимание как на кризисные и даже негативные стороны европеизации, так и на ее позитивную значимость для «незападноевропейских» культур и литератур. Следствием модернизации является «анклавность» (очаговость) культуры: упрочиваются «островки» нового по чужому образцу, контрастирующие с традиционным и устойчивым миром большинства, так что нация и государство рискуют утратить цельность. И в связи со всем этим происходит раскол в области общественной мысли: возникает противостояние западников (вестернизаторов-просветителей) и этнофилов (почвенников-романтиков) — хранителей отечественных традиций, которые вынуждены защищаться от размывания национальной жизни «бесцветным космополитизмом».
Отдавая дань уважения романо-германской культуре и отмечая ее всемирное значение, ученый вместе с тем подчеркивал, что она далеко не тождественна культуре всего человечества, что полное приобщение целого народа к культурен, созданной другим народом,— дело в принципе невозможное и что смесь культур опасна. Европеизация же идет сверху вниз и затрагивает лишь часть народа, а потому в ее результате культурные слои обособляются друг от друга и усиливается классовая борьба. В связи с этим приобщение народов к европейской культуре осуществляется поспешно: скачущая эволюция «растрачивает национальные силы». И делается жесткий вывод: «Одним из самых тяжелых последствий европеизации является уничтожение национального единства, расчленение национального тела народа»
О такого рода культурном синтезе применительно к России XIX в. писал Н.С. Арсеньев: освоение западноевропейского опыта шло здесь по нарастающей, «рука об руку с необычайным подъемом национального самосознания, с кипением творческих сил, поднимавшихся из глубин народной жизни <...> Лучшее в русской культурной и духовной жизни родилось отсюда». Высший результат культурного синтеза ученый усматривает в творчестве Пушкина и Тютчева, Л.Н. Толстого и А. К. Толстого. Нечто аналогичное в XVII–XIX вв. наблюдалось и в других славянских литературах) где, по словам А.В. Липатова, имели место «взаимопереплетение» и «соединение» элементов литературных направлений, пришедших с Запада, с «традициями местной письменности и культуры», что знаменовало «пробуждение национального самосознания, возрождение национальной культуры и создание национальной словесности современного типа»10.
Международные связи (культурно-художественные и собственно литературные), как видно, составляют (наряду с типологическими схождениями) важнейший фактор становления и упрочения симфонического единства региональных и национальных литератур.
- 1. Предмет и задачи литературоведения:
- 3. Вспомогательные отрасли литературоведения.
- 4. Текстология и библиография
- 5. Общее и разное в художественной и научной формах познания
- 6. Художественная литература и фольклор
- 7. Искусство и его виды
- 8.Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм.
- 9. Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- 10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.
- 11. Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- 12. Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа.
- 13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- 14. Форма художественного произведения. Компоненты.
- 15. Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- 16. Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- 17. Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приёмы. Монтаж. Архитехника.
- 18. Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- 19. Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
- 20. Литературный язык и язык художественной литературы. Речь автора и речь персонажа.
- 21. Синонимы, антонимы, омонимы, их роль в литературном произведении.
- 22. Варваризмы, вульгаризмы, макароническая речь в литературных произведениях.
- 23. Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.
- 24. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
- 25. Тропы, их художественная функция.
- 26. Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- 27. Метафора, её разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- 28. Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- 29. Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота их художественные функции.
- 30. Фигуры поэтического синтаксиса.
- 31. Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- 32. Основные системы стихосложения.
- 33. Особенности силлабо-тонической системы стихосложения.
- 34. Античная система стихосложения.
- 35. Соотношение понятий: стопа, размер, метр. Виды стоп.
- 36. Звуковая организация речи. Повторы и их виды.
- 37. Рифма, её функции.
- 38. Классификация рифм.
- 39. Белый, вольный, свободный стих.
- 40. Понятие строфы. Виды строф. Онегинская строфа.
- 41. Твёрдые формы стиха.
- 42. Роды, виды, жанры.
- 43. Эпос как литературный род.
- 44. Повесть и рассказ. Их разновидности.
- 45. Роман и эпопея.
- 46. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- 47. Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- 48. Лироэпические произведения.
- 49. Художественная публицистика.
- 50. Художественный перевод. Его функции.
- 51. Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- 52. Тема, идея, проблематика, пафос.
- 53.Принципы анализа художественного произведения.
- 54. Литературная критика.
- 55. Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- 56. Литературные методы (направления). Проблемы художественного метода и стиля.
- 57. Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- 58. Литературные течения, школы.
- 59. Речь как средство индивидуализации образа.
- 60. Психологический анализ в литературе
- 61. Пейзаж в литературном произведении.
- 62. Портрет в литературном произведении.
- 63. Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- 64. Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- 65. Массовая литература.
- 66. Художественная литература среди других видов искусства.
- 67. Литературные связи.
- 68. Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- 69. Функции художественной литературы.
- 70. Сатирические средства создания художественного образа.