45. Роман и эпопея.
Роман – большая форма эпического жанра литературы, Наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, преимущественно прозаический жанр. Первоначально, в средневековой Европе, термин означал повествовательную литературу на романских языках (лат.), ретроспективно так назвали и некоторые произведения античной лит-ры.
В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сменявших друг друга.
РОМАН (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).
Эпопея один из самых древнейших эпических жанров. Появилась эпопея в Греции. С греческого эпопея переводится как творю, либо сотворённый. Греческие эпопеи, как и большая часть греческой литературы, были основаны на древней греческой мифологии. Самыми выдающимися эпопеями из греческой литературы можно назвать «Одиссею» и «Элладу» Гомера. События обоих этих произведений столь тесно переплетены с мифами ( а многие происходящие в них события просто являются продолжением), что сюжет сложен и запутан. Вообще, благодаря тематике греческих эпопей, в литературоведении принято считать, что тематика эпопеи должна быть:
• В основу положено празднование некого события
• Военные, завоевательные походы
• Интересы народа, нации (имеется в виду, что эпопея не может не захватывать проблем и вопросов, которые не интересуют основную массу народа населения).
Отчасти, это так из-за того, что, несмотря на наличие в Греции рабства, этот общественный строй был преодолен греками и общими усилиями, они пришли, к феодальной демократии. Основным смыслом греческих эпопей было то, что мнение народа (большинства) всегда побеждает над мнением меньшинства. Таким образом, посудите сами, что чего в греческой прозе не было, так это индивидуализма. Может, вы помните оживлённый диалог Тристана и самого Одиссея? Тристан вроде бы прав, но он находится в меньшинстве, и поэтому побеждает Одиссей.
Традиционно, эпопея писалась в стихах, однако, современные стилизации под эпопеи, всё чаще и чаще можно встретить в прозе. В эпоху классицизма эпопея вновь обретает популярность, возьмём, к примеру, Вергилия и его «Энеиду». Для славян, это произведение особенно примечательно, так именно на их землях ходило множество пародий на сей классицистический эпос.
- 1. Предмет и задачи литературоведения:
- 3. Вспомогательные отрасли литературоведения.
- 4. Текстология и библиография
- 5. Общее и разное в художественной и научной формах познания
- 6. Художественная литература и фольклор
- 7. Искусство и его виды
- 8.Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм.
- 9. Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- 10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.
- 11. Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- 12. Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа.
- 13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- 14. Форма художественного произведения. Компоненты.
- 15. Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- 16. Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- 17. Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приёмы. Монтаж. Архитехника.
- 18. Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- 19. Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
- 20. Литературный язык и язык художественной литературы. Речь автора и речь персонажа.
- 21. Синонимы, антонимы, омонимы, их роль в литературном произведении.
- 22. Варваризмы, вульгаризмы, макароническая речь в литературных произведениях.
- 23. Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.
- 24. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
- 25. Тропы, их художественная функция.
- 26. Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- 27. Метафора, её разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- 28. Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- 29. Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота их художественные функции.
- 30. Фигуры поэтического синтаксиса.
- 31. Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- 32. Основные системы стихосложения.
- 33. Особенности силлабо-тонической системы стихосложения.
- 34. Античная система стихосложения.
- 35. Соотношение понятий: стопа, размер, метр. Виды стоп.
- 36. Звуковая организация речи. Повторы и их виды.
- 37. Рифма, её функции.
- 38. Классификация рифм.
- 39. Белый, вольный, свободный стих.
- 40. Понятие строфы. Виды строф. Онегинская строфа.
- 41. Твёрдые формы стиха.
- 42. Роды, виды, жанры.
- 43. Эпос как литературный род.
- 44. Повесть и рассказ. Их разновидности.
- 45. Роман и эпопея.
- 46. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- 47. Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- 48. Лироэпические произведения.
- 49. Художественная публицистика.
- 50. Художественный перевод. Его функции.
- 51. Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- 52. Тема, идея, проблематика, пафос.
- 53.Принципы анализа художественного произведения.
- 54. Литературная критика.
- 55. Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- 56. Литературные методы (направления). Проблемы художественного метода и стиля.
- 57. Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- 58. Литературные течения, школы.
- 59. Речь как средство индивидуализации образа.
- 60. Психологический анализ в литературе
- 61. Пейзаж в литературном произведении.
- 62. Портрет в литературном произведении.
- 63. Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- 64. Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- 65. Массовая литература.
- 66. Художественная литература среди других видов искусства.
- 67. Литературные связи.
- 68. Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- 69. Функции художественной литературы.
- 70. Сатирические средства создания художественного образа.