6. Художественная литература и фольклор
Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового или на ряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны – с иными типами словесного текста. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Фольклор – устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение. В письменной форме встречается в виде обработанных либо фольклористами или писателями. Конкретных авторов, как правило не имеют. У фольклора свои особые идеи, стиль, приёмы, своя образная система, свои законы. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы – отсутствие в нём авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает.
Художественная лит – один из особенно могущественных по силе воздействия на людей видов искусства. Она играет огромную роль в воспитании мыслей и чувств, в формировании человеческого характера. Читатели получают возможность проникать в новые и новые для них стороны и проявления жизни, в глубины различных характеров, положений, событий и вырабатывать нужное отношение к ним. Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности
Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.
В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.
Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обiрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую пору, когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого фольклора, определили известные особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой. Коллективное начало в фольклоре, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре — все это откладывает свой отпечаток на фольклор и обусловливает известные особенности его изучения.
- 1. Предмет и задачи литературоведения:
- 3. Вспомогательные отрасли литературоведения.
- 4. Текстология и библиография
- 5. Общее и разное в художественной и научной формах познания
- 6. Художественная литература и фольклор
- 7. Искусство и его виды
- 8.Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм.
- 9. Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- 10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.
- 11. Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- 12. Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа.
- 13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- 14. Форма художественного произведения. Компоненты.
- 15. Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- 16. Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- 17. Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приёмы. Монтаж. Архитехника.
- 18. Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- 19. Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
- 20. Литературный язык и язык художественной литературы. Речь автора и речь персонажа.
- 21. Синонимы, антонимы, омонимы, их роль в литературном произведении.
- 22. Варваризмы, вульгаризмы, макароническая речь в литературных произведениях.
- 23. Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.
- 24. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
- 25. Тропы, их художественная функция.
- 26. Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- 27. Метафора, её разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- 28. Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- 29. Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота их художественные функции.
- 30. Фигуры поэтического синтаксиса.
- 31. Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- 32. Основные системы стихосложения.
- 33. Особенности силлабо-тонической системы стихосложения.
- 34. Античная система стихосложения.
- 35. Соотношение понятий: стопа, размер, метр. Виды стоп.
- 36. Звуковая организация речи. Повторы и их виды.
- 37. Рифма, её функции.
- 38. Классификация рифм.
- 39. Белый, вольный, свободный стих.
- 40. Понятие строфы. Виды строф. Онегинская строфа.
- 41. Твёрдые формы стиха.
- 42. Роды, виды, жанры.
- 43. Эпос как литературный род.
- 44. Повесть и рассказ. Их разновидности.
- 45. Роман и эпопея.
- 46. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- 47. Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- 48. Лироэпические произведения.
- 49. Художественная публицистика.
- 50. Художественный перевод. Его функции.
- 51. Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- 52. Тема, идея, проблематика, пафос.
- 53.Принципы анализа художественного произведения.
- 54. Литературная критика.
- 55. Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- 56. Литературные методы (направления). Проблемы художественного метода и стиля.
- 57. Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- 58. Литературные течения, школы.
- 59. Речь как средство индивидуализации образа.
- 60. Психологический анализ в литературе
- 61. Пейзаж в литературном произведении.
- 62. Портрет в литературном произведении.
- 63. Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- 64. Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- 65. Массовая литература.
- 66. Художественная литература среди других видов искусства.
- 67. Литературные связи.
- 68. Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- 69. Функции художественной литературы.
- 70. Сатирические средства создания художественного образа.