logo search
Литература 5-7 семестр

А.П. Чехов (1860–1904)

Основные жанры раннего Чехова: сценка, юмореска, анекдот, пародия. Сотрудничество в юмористических журналах. Проблематика, идеи и художественное своеобразие первых произведений А.П. Че­хо­ва. Особенности чеховского комизма в рассказах «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибаев» и др.. Обличение пошлости и хамства, хамелеонства, рабства и чинопочитания («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», и др.).

Рассказы о детях. Особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров. Юмористическое и трагическое в рассказе «Ванька».

Многообразие философско-психологической проблематики повести «Скучная история», тема переоценки жизненных ценностей и поисков «общей и идеи».

Проблематика и основные идеи повестей и рассказов зрелого периода творчества Чехова. Повести «Дуэль», «Палата № 6». Рассказы о любви («Егерь», «Верочка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.). Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», ее идейно-тематическое единство и своеобразие. Повесть «Ионыч». Усиление мотивов борьбы за будущее счастье («Невеста»).

Драматургия Чехова. Его водевили. Новаторство чеховской драматургии: жанровая полифоничность, многолинейность сюжета, образная система, двуплановость, «подводное течение», реалистическая символика. Комическое и трагическое в пьесах. «Чайка». Проблематика. Искусство и любовь в пьесе. Проблема творческой личности. «Иванов», «Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни. «Три сестры», проблематика и идейное содержание пьесы. «Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова. Своеобразие чеховского историзма. Мировое значение творчества Чехова. Чеховские традиции в драматургии XX века.