1.3.Вопросы для самоконтроля
1. Какую эволюцию пережил Блок в пределах первой книги своей лирики?
2. В каком соотношении находится образ Незнакомки с сокровенной мечтой Блока и его идеалом?
3. Охарактеризуйте приемы воссоздания «страшного мира» Блоком.
4. В чем заключается символика цвета в поэме Блока «Двенадцать»?
5. Каково отношение И.С. Шмелева к двум русским революциям 1917 года?
6. Какие творцы прошлого почитаемы акмеистами?
7. В чем заключается своеобразие раскрытия темы любви в стихах Гумилева, посвященных А. Ахматовой?
8. В каких стихотворениях и как отражены гумилевские встречи с «пылающим континентом» ?
9. Как освещает Гумилев тему культурной памяти?
10. что сближает творчесвто В. маяковского и В . Хлебникова?
11. предложите обобщенную характеристику лирической героини сб. «Вечера» и «Четок» А.Ахматовой
12. в чем заключается своеобразие творческой истории «Реквиема» Ахматовой?
13. чем обусловлен интерес Ахматовой к творческой судьбе Пушкина?
14. Почему поэма «Облако в штанах» считают программным произведением В.В. Маяковского.
15. Как Маяковский выражал свою мечту о Человеке в дореволюционный период творчества?
16. Как отразились основные черты футуризма в поэзии В. Маяковского?
17. Какие языческие образы встречаются в ранних стихах Есенина?
18. Какие общечеловеческие переживания выражены в есенинских стихах о матери?
19. Почему Есенин называл себя поэтом «золотой бревенчатой избы»?
20. В чем заключается идейное содержание поэмы С Есенина «Черный человек»?
21. В чем идея «избяного космоса» в творчестве С.Есенина?
22. Назовите прозаические произведения М.И. Цветаевой.
23. Назовите поэтических учителей и наставников О. Мандельштама.
24. Каковы символические истоки поэзии Мандельштама?
25. Какие изменения произошли в поэзии Мандельштама в связи с переходом в стан акмеистов? Как проявляется в стихах М. Цветаевой романтическое бунтарство против обычного и устойчивого?
26. Как утверждает М.Цветаева высокую миссию поэта?
27. В чем проявилось особое пристрастие М. Цветаевой к отечественному фольклору?
28. Какие темы и жанры можно выделить в прозе М. Цветаевой?
Тематика рефератов
1.Тема любви в поэзии А. Блока.
2.Муза дальних странствий Николая Гумилева
3.Анна Ахматова в ее стихах и портретах.
4.Маяковский о времени и о себе.
5.Черты новаторства в поэзии В. Маяковского
6.Традиции Есенина в стихах современных поэтов.
7.Образ родной земли в лирике С. Есенина.
8.Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве.
9.Раздумья О. Мандельштама о судьбах культуры.
10.Мотивы путей и дорог в лирике М. Цветаевой.
11.Символические образы в поэзии В.Брюсова
12.Фольклорные традиции в поэзии К.Бальмонта
13.Образы мифологии, истории в поэзии В.Брюсова.
14.Философские и литературные влияния на художественный мир А.Блока.
15.Образ «страшного мира» в поэзии А.Блока.
16.Тема Родины в поэзии А.Блока.
17.Символические черты в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
18.Своеобразие изображения революции в поэзии А.Блока.
19.Тема любви в поэзии А.Ахматовой.
20.Патриотическая тема в поэзии А.Ахматовой.
21.Основные лирические мотивы в поэзии М.Цветаевой.
22.Трагические мотивы в поэзии М.Цветаевой.
23.Образ России в поэзии М.Цветаевой.
- Ф.М. Достоевский (1821–1881)
- А.П. Чехов (1860–1904)
- Реализм в литературе рубежа веков.
- И.А. Бунин (1870–1953)
- А.И. Куприн (1870–1938)
- И.С. Шмелев (1853–1950)
- Тематика лекций
- Тематика cеминарских занятий
- Тема 1. Философия творчества ф.М. Достоевского
- Тема 2. Художественные искания а. П. Чехова
- Тема 3 - 4 . Духовные искания писателей начала 20 века.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов
- Учебники и учебные пособия
- VI семестр Содержание дисциплины Русская литература хх века.
- Формирование и развитие модернизма.
- Старшие символисты д.С. Мережковский (1865–1941)
- В.Я. Брюсов (1873–1924)
- З.Н. Гиппиус (1869–1945)
- К.Д. Бальмонт (1867–1942)
- Ф. Сологуб (1863–1927)
- Поэты-младосимволисты а.А. Блок (1880–1921)
- А. Белый (1880–1934)
- Акмеизм н.С. Гумилев (1886–1921)
- А.А. Ахматова (1889–1966)
- Литературный авангард в.В. Маяковский (1893–1930)
- С.А. Есенин (1895–1925)
- М.И. Цветаева (1892–1941)
- Тематика лекций
- Тема 1. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии символистов
- Тема 2. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии акмеистов
- Тема 3. Футуризм, имажинизм и внегрупповая позиция в русской поэзии
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- VII семестр русская литература хх века
- Литературный процесс 20- 30-х годов
- Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов Советская литература
- Литература русского зарубежья и андеграунда
- М.А. Булгаков (1891–1940)
- А.П. Платонов
- В.В. Набоков
- Литературный процесс середины 1950–1990-х годов
- Литературно-эстетические явления 50–90-х гг. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Возрождение внимания к специфике искусства.
- А.И. Солженицын (род. В 1918 г.)
- В.М. Шукшин (1929–1974)
- В.Г. Распутин (род. В 1937 г.)
- Н.М. Рубцов (1936–1971)
- И.А. Бродский (1940–1996)
- Современный литературный процесс. Постмодернизм.
- Тематика лекций
- Тематика семинарских занятий т ема 1. Особенности литературНого процесСа 20- 30-х годов XX века
- Тема 2 - 3. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века
- Тема 4. Художественные поиски и традиции в современной литературе.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература. Художественные тексты (обязательный минимум)
- Художественные тексты (обязательный минимум)
- Учебники и учебные пособия
- Форма итогового контроля - портфолио