Тема 2 - 3. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века
«Тихий Дон» М. Шолохова: особенности композиции романа-эпопеи. Историческая судьба русского крестьянства в трагическом ХХ в. Система мужских и женских образов.
Жанровое своеобразие романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Процесс формирования личности ребенка в православной России: нравственные и религиозные проблемы.
Своеобразие художественного мира В. Набокова Тема «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью в романах «Машенька» и «Защита Лужина». Тема России, способы ее воплощения
Концепция личности и истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль образов-символов, сквозных мотивов в поэтике романа.
Художественные тексты:
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
И. Шмелев. Лето Господне. Богомолье.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
В. Набоков. Защита Лужина. Машенька.
Литература:
Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. Учебное пособие. – М., 2002. Мулярчик А. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1995.
Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.
Писатели русского зарубежья. М., 1997.
Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.
Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон», - Воронеж, 1989.
Семенова С.Г. .Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика- Видение мира – Философия. – М. , 2001.
Смирнов И. Роман тайн – «Доктор Живаго». М., 1996.
Хватов А. Художественный мир «Тихого дона». – М., 1978.
- Ф.М. Достоевский (1821–1881)
- А.П. Чехов (1860–1904)
- Реализм в литературе рубежа веков.
- И.А. Бунин (1870–1953)
- А.И. Куприн (1870–1938)
- И.С. Шмелев (1853–1950)
- Тематика лекций
- Тематика cеминарских занятий
- Тема 1. Философия творчества ф.М. Достоевского
- Тема 2. Художественные искания а. П. Чехова
- Тема 3 - 4 . Духовные искания писателей начала 20 века.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов
- Учебники и учебные пособия
- VI семестр Содержание дисциплины Русская литература хх века.
- Формирование и развитие модернизма.
- Старшие символисты д.С. Мережковский (1865–1941)
- В.Я. Брюсов (1873–1924)
- З.Н. Гиппиус (1869–1945)
- К.Д. Бальмонт (1867–1942)
- Ф. Сологуб (1863–1927)
- Поэты-младосимволисты а.А. Блок (1880–1921)
- А. Белый (1880–1934)
- Акмеизм н.С. Гумилев (1886–1921)
- А.А. Ахматова (1889–1966)
- Литературный авангард в.В. Маяковский (1893–1930)
- С.А. Есенин (1895–1925)
- М.И. Цветаева (1892–1941)
- Тематика лекций
- Тема 1. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии символистов
- Тема 2. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии акмеистов
- Тема 3. Футуризм, имажинизм и внегрупповая позиция в русской поэзии
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- VII семестр русская литература хх века
- Литературный процесс 20- 30-х годов
- Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов Советская литература
- Литература русского зарубежья и андеграунда
- М.А. Булгаков (1891–1940)
- А.П. Платонов
- В.В. Набоков
- Литературный процесс середины 1950–1990-х годов
- Литературно-эстетические явления 50–90-х гг. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Возрождение внимания к специфике искусства.
- А.И. Солженицын (род. В 1918 г.)
- В.М. Шукшин (1929–1974)
- В.Г. Распутин (род. В 1937 г.)
- Н.М. Рубцов (1936–1971)
- И.А. Бродский (1940–1996)
- Современный литературный процесс. Постмодернизм.
- Тематика лекций
- Тематика семинарских занятий т ема 1. Особенности литературНого процесСа 20- 30-х годов XX века
- Тема 2 - 3. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века
- Тема 4. Художественные поиски и традиции в современной литературе.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература. Художественные тексты (обязательный минимум)
- Художественные тексты (обязательный минимум)
- Учебники и учебные пособия
- Форма итогового контроля - портфолио