logo
Литература 5-7 семестр

Поэты-младосимволисты а.А. Блок (1880–1921)

Философские и литературные влияния на формирование художественного мира поэта. А. Блок и символизм. Этапы развития мировоззрения и творчества.

Ранняя лирика поэта. Влияние В. Жуковского, А. Фета и Я. Полонского. Сб. «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. Эволюция темы любви и образа лирической героини (циклы «Снежная маска», «Кармен»; стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Незнакомка» и др.

Революция 1905 г. и кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборник «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики.

Образ «страшного мира» в ст. «Фабрика», «Девушка пела в церковном хоре…», «Сытые», «На железной дороге». Трагизм мироощущения лирического героя. Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»).

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина», стих. «Осенняя воля», «Русь», «Россия», «Коршун», «Новая Америка», «Рожденные в годы глухие»).

Концепция творчества в стих. «О, я хочу безумно жить…», цикле «Ямбы», « поэме «Соловьиный сад»..

Своеобразие блоковского восприятия и изображения революционных событий. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Символика произведения. Роль библейской образности. Значение образа Христа. Своеобразие языка, композиции, ритмики. Дискуссии о поэме. «Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад – Россия – Восток».

Последние стихи («Пушкинскому Дому»). Трагедия А. Блока.