И.С. Шмелев (1853–1950)
Первые литературные шаги. Очерки «На скалах Валаама». 1900-е гг. Нравственные и социальные искания героев. И. Шмелев – художник «обездоленных» с обостренным чутьем к человеческому страданию. «Человек из ресторана». Влияние идей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Сказ и его функция.
Восторженное отношение Шмелева к Февральской и отрицательное – к Октябрьской революции. Эмиграция.
А.Н. Толстой (1883–1945)
Ранний сборник «Лирика». Влияние символизма. Мотивы русского фольклора («Сорочьи сказки»).
Торжество реализма в цикле «Заволжье». Продолжение темы «чудаков, красочных и нелепых», в романах «Хромой барин», «Чудаки».
Изображение жизни как комедии завершающейся истории дворянства. Пластичность, искусство художественной детали как черты стиля. Влияние гоголевских традиций. Попытка освоения опыта Достоевского (идея искупительного страдания).
Рождение исторической темы и исторических аналогий. «День Петра». Драма «Смерть Дантона» (1918), проблема революционного террора и отрицание насилия над личностью.
Причины отъезда в эмиграцию (1919) и скорого возвращения из нее (1923).
М. Горький (1868–1936)
Этапы жизни и творчества. Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького. Особенности героя, портрета, пейзажа, языка в ранних романтических произведениях. Ницшеанские мотивы. Реалистическое изображение «пестроты» национального характера в сборнике рассказов «По Руси».
Проблема формирования личности в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Эстетические и нравственные искания человека из народа.
Увлечение революционными идеями и «социальный идеализм» писателя. Богоискательство Горького. Повести «Лето» и «Исповедь». Роман «Мать». Смысл названия. Особенности понимания революции. Новый герой в творчестве Горького. Проблема революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли».
Романы «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев». Социально-историческая и философская проблематика произведений. Характеры главных героев, типическое и индивидуальное в них.
Роман «Жизнь Клима Самгина» - «движущаяся панорама десятилетий, энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в произведении. Клим Самгин- герой рефлектирующего сознания.
Драматургия Горького («На дне», «Мещане», «Дачники», «Враги», «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие»). Социально-историческая и философская проблематика. Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького.
Значение творчества М. Горького в русской и мировой литературе.
- Ф.М. Достоевский (1821–1881)
- А.П. Чехов (1860–1904)
- Реализм в литературе рубежа веков.
- И.А. Бунин (1870–1953)
- А.И. Куприн (1870–1938)
- И.С. Шмелев (1853–1950)
- Тематика лекций
- Тематика cеминарских занятий
- Тема 1. Философия творчества ф.М. Достоевского
- Тема 2. Художественные искания а. П. Чехова
- Тема 3 - 4 . Духовные искания писателей начала 20 века.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов
- Учебники и учебные пособия
- VI семестр Содержание дисциплины Русская литература хх века.
- Формирование и развитие модернизма.
- Старшие символисты д.С. Мережковский (1865–1941)
- В.Я. Брюсов (1873–1924)
- З.Н. Гиппиус (1869–1945)
- К.Д. Бальмонт (1867–1942)
- Ф. Сологуб (1863–1927)
- Поэты-младосимволисты а.А. Блок (1880–1921)
- А. Белый (1880–1934)
- Акмеизм н.С. Гумилев (1886–1921)
- А.А. Ахматова (1889–1966)
- Литературный авангард в.В. Маяковский (1893–1930)
- С.А. Есенин (1895–1925)
- М.И. Цветаева (1892–1941)
- Тематика лекций
- Тема 1. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии символистов
- Тема 2. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии акмеистов
- Тема 3. Футуризм, имажинизм и внегрупповая позиция в русской поэзии
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- VII семестр русская литература хх века
- Литературный процесс 20- 30-х годов
- Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов Советская литература
- Литература русского зарубежья и андеграунда
- М.А. Булгаков (1891–1940)
- А.П. Платонов
- В.В. Набоков
- Литературный процесс середины 1950–1990-х годов
- Литературно-эстетические явления 50–90-х гг. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Возрождение внимания к специфике искусства.
- А.И. Солженицын (род. В 1918 г.)
- В.М. Шукшин (1929–1974)
- В.Г. Распутин (род. В 1937 г.)
- Н.М. Рубцов (1936–1971)
- И.А. Бродский (1940–1996)
- Современный литературный процесс. Постмодернизм.
- Тематика лекций
- Тематика семинарских занятий т ема 1. Особенности литературНого процесСа 20- 30-х годов XX века
- Тема 2 - 3. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века
- Тема 4. Художественные поиски и традиции в современной литературе.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература. Художественные тексты (обязательный минимум)
- Художественные тексты (обязательный минимум)
- Учебники и учебные пособия
- Форма итогового контроля - портфолио