Ф.М. Достоевский (1821–1881)
Формирование личности писателя и нравственно-эстетических принципов его творчества. Основные этапы творческой деятельности Достоевского.
«Бедные люди» как социально-психологический роман, его связь с «натуральной школой». Гуманистический пафос произведения.
Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х г. Повесть «Двойник» и тема «двойничества» в творчестве писателя. Повести о «мечтателях» («Хозяйка», «Белые ночи» и др.).
Пребывание на каторге и в ссылке. Выработка «нового идеала». «Сибирские» повести («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), их место в творчестве писателя.
«Записки из Мертвого дома», их проблематика и идейное содержание. Их место и роль в эволюции художника. Проблема преступления и наказания. Раздумья о сущности русского национального характера, судьбе России и народа.
Творчество после возвращения из Сибири. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», создание учения о «почвенничестве», публицистическая деятельность писателя.
Роман «Униженные и оскорбленные» – первый идеологический роман Достоевского, автобиографические элементы в нем. Литературные традиции в романе и своеобразие идейно-художественной системы произведений. Гуманистический пафос романа.
Романы Достоевского 60–70-х гг., их философская проблематика и этическая направленность. Глубокий трагизм «подпольного человека». Поиски Достоевским решения социальных, политических и нравственных вопросов.
Роман «Преступление и наказание», его многоплановость, постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Полифонизм романа. Особенности художественного времени. Образ Раскольникова, сущность и истоки его теории, планы переустройства мира. Сущность «наказания» Раскольникова и его путь к духовному возрождению. Роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова.
Роман «Идиот» как «роман-предсказание». Образ «положительно прекрасного человека». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Образы Настасьи Филипповны и Рогожина. Проблема веры и безверия. Сопоставление исторических судеб России и Запада. Психологизм романа.
Роман «Братья Карамазовы» – итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества. Идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Раздумья о путях «мировой гармонии». «Легенда о Великом Инквизиторе» как идейная кульминация романа. Глубина и многогранность содержания произведения, отражение в нем конкретных социально-политических и вечных вопросов. Стилевое своеобразие романа.
Своеобразие творческого метода Достоевского («реализм в высшем смысле»). Основной пафос романов Достоевского.
Достоевский и мировая культура. Роль писателя в развитии литературы ХХ в. Современное звучание его творческого наследия.
- Ф.М. Достоевский (1821–1881)
- А.П. Чехов (1860–1904)
- Реализм в литературе рубежа веков.
- И.А. Бунин (1870–1953)
- А.И. Куприн (1870–1938)
- И.С. Шмелев (1853–1950)
- Тематика лекций
- Тематика cеминарских занятий
- Тема 1. Философия творчества ф.М. Достоевского
- Тема 2. Художественные искания а. П. Чехова
- Тема 3 - 4 . Духовные искания писателей начала 20 века.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов
- Учебники и учебные пособия
- VI семестр Содержание дисциплины Русская литература хх века.
- Формирование и развитие модернизма.
- Старшие символисты д.С. Мережковский (1865–1941)
- В.Я. Брюсов (1873–1924)
- З.Н. Гиппиус (1869–1945)
- К.Д. Бальмонт (1867–1942)
- Ф. Сологуб (1863–1927)
- Поэты-младосимволисты а.А. Блок (1880–1921)
- А. Белый (1880–1934)
- Акмеизм н.С. Гумилев (1886–1921)
- А.А. Ахматова (1889–1966)
- Литературный авангард в.В. Маяковский (1893–1930)
- С.А. Есенин (1895–1925)
- М.И. Цветаева (1892–1941)
- Тематика лекций
- Тема 1. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии символистов
- Тема 2. Художественно-эстетическое своеобразие поэзии акмеистов
- Тема 3. Футуризм, имажинизм и внегрупповая позиция в русской поэзии
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- VII семестр русская литература хх века
- Литературный процесс 20- 30-х годов
- Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов Советская литература
- Литература русского зарубежья и андеграунда
- М.А. Булгаков (1891–1940)
- А.П. Платонов
- В.В. Набоков
- Литературный процесс середины 1950–1990-х годов
- Литературно-эстетические явления 50–90-х гг. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Возрождение внимания к специфике искусства.
- А.И. Солженицын (род. В 1918 г.)
- В.М. Шукшин (1929–1974)
- В.Г. Распутин (род. В 1937 г.)
- Н.М. Рубцов (1936–1971)
- И.А. Бродский (1940–1996)
- Современный литературный процесс. Постмодернизм.
- Тематика лекций
- Тематика семинарских занятий т ема 1. Особенности литературНого процесСа 20- 30-х годов XX века
- Тема 2 - 3. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века
- Тема 4. Художественные поиски и традиции в современной литературе.
- Содержание промежуточного контроля Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- 1.1.Самостоятельная работа
- 1.2.Темы для самостоятельного изучения
- 1.3.Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература. Художественные тексты (обязательный минимум)
- Художественные тексты (обязательный минимум)
- Учебники и учебные пособия
- Форма итогового контроля - портфолио