logo
Литература 5-7 семестр

Ф.М. Достоевский (1821–1881)

Формирование личности писателя и нравственно-эстетических принципов его творчества. Основные этапы творческой деятельности Достоевского.

«Бедные люди» как социально-психологический роман, его связь с «натуральной школой». Гуманистический пафос произведения.

Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х г. Повесть «Двойник» и тема «двойничества» в творчестве писателя. Повести о «мечтателях» («Хозяйка», «Белые ночи» и др.).

Пребывание на каторге и в ссылке. Выработка «нового идеала». «Сибирские» повести («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), их место в творчестве писателя.

«Записки из Мертвого дома», их проблематика и идейное содержание. Их место и роль в эволюции художника. Проблема преступления и наказания. Раздумья о сущности русского национального характера, судьбе России и народа.

Творчество после возвращения из Сибири. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», создание учения о «почвенничестве», публицистическая деятельность писателя.

Роман «Униженные и оскорбленные» – первый идеологический роман Достоевского, автобиографические элементы в нем. Литературные традиции в романе и своеобразие идейно-художественной системы произведений. Гуманистический пафос романа.

Романы Достоевского 60–70-х гг., их философская проблематика и этическая направленность. Глубокий трагизм «подпольного человека». Поиски Достоевским решения социальных, политических и нравственных вопросов.

Роман «Преступление и наказание», его многоплановость, постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Полифонизм романа. Особенности художественного времени. Образ Раскольникова, сущность и истоки его теории, планы переустройства мира. Сущность «наказания» Раскольникова и его путь к духовному возрождению. Роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова.

Роман «Идиот» как «роман-предсказание». Образ «положительно прекрасного человека». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Образы Настасьи Филипповны и Рогожина. Проблема веры и безверия. Сопоставление исторических судеб России и Запада. Психологизм романа.

Роман «Братья Карамазовы» – итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества. Идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Раздумья о путях «мировой гармонии». «Легенда о Великом Инквизиторе» как идейная кульминация романа. Глубина и многогранность содержания произведения, отражение в нем конкретных социально-политических и вечных вопросов. Стилевое своеобразие романа.

Своеобразие творческого метода Достоевского («реализм в высшем смысле»). Основной пафос романов Достоевского.

Достоевский и мировая культура. Роль писателя в развитии литературы ХХ в. Современное звучание его творческого наследия.