98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
Крупнейшим английским ученым и философом эпохи Возрождения был Френсис Бэкон.
Расцвет научной и литературной деятельности Бэкона приходится на первые десятилетия XVII в. В 1605 г. он издал трактат «О преуспеянии наук», затем написал ряд философских трудов - о классификации научных дисциплин, об античном знании по вопросам астрономии, естествознания и т.д. Важнейшим из них явился «Новый органон» (1620), названный так в противовес «Органону» Аристотеля. В этом сочинении Бэкон подверг жесткой критике схоластическую науку и рекомендовал новый метод, основанный на эмпирическом изучении природы. По своим философским воззрениям Бэкон является материалистом.
Важное место занимает Бэкон также в истории английской прозы как автор «Опытов» (1597). Написанные на английском языке (в отличие от его научных трудов, написанных или издававшихся большей частью по-латыни), «Опыты» Бэкона вызвали в Англии ряд подражаний. Эта книга состоит из небольших «очерков», или «эпизодов», в которых Бэкон излагает свои взгляды по различным вопросам философии, морали и общественной жизни. В сжатой, но общепонятной форме, простым, отточенным языком Бэкон рассуждает «о дружбе», «об истине», «о мщении», «о путешествиях», «»о садоводстве» и т.д., стремясь сделать выводы из непосредственного опыта жизни или наблюдений над действительностью и противопоставляя их отвлеченным рассуждениям книжного характера. Мы находим здесь много смелых и неожиданных афоризмов и глубокие блески диалектической мысли.
Бэкон является также автором написанного на латинском языке романа-утопии «Новая Атлантида» (1623) , в котором он прославляет науку, рассматривая прогресс научной техники как основу будущей счастливой жизни человечества. Но в этом произведении-утопии Бэкон не только не высказывает таких смелых мыслей о социальных преобразованиях, как Томас Мор, но даже вступает с ним в полемику по я ряду вопросов. Причиной этого является то, что в 20-х годах XVII в. гуманистическая мысль Англии была уже на спаде.
- 76. На пути к великим трагедиям: хроники у. Шекспира.
- 77. «Римские трагедии» Шекспира: «Кориолан».
- 78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
- 79. «Римские трагедии» Шекспира: «Антоний и Клеопатра».
- 80. Периодизация творчества Шекспира.
- 81. Великие трагедии Шекспира: «Гамлет».
- 82. Великие трагедии Шекспира: «Король Лир».
- 83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
- 84. Великие трагедии Шекспира: «Отелло».
- 85. Великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта».
- 86. Комедийное наследие Шекспира.
- 87. Трагикомедия как новая жанровая форма в драматургии Шекспира («Буря»).
- 88. Сонеты Шекспира и проблема их автобиографичности.
- 89. Место Шекспира в литературе его времени.
- 90. «Шекспировский вопрос»
- 91. Творчество Бенджамена Джонсона.
- 92. Поэт Луис де Камоэнс и его поэма «Луизиада».
- 93. Творчество Мигеля де Сервантеса.
- 94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.
- 95. Роман м.Сервантеса «Дон Кихот» и его роль в мировой литературе.
- 96. Новеллистика м.Сервантеса.
- 97. Испанский плутовский роман эпохи Возрождения.
- 98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
- 99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
- 100. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томмазо Кампанелла.