78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
Группа «римских» трагедий Шекспира по своей проблематике очень близка к его хроникам. Здесь также дана картина столкновения больших исторических сил, перекликающаяся с английской современностью.
В трагедии «Юлий Цезарь», полной свободолюбия, Шекспир, следуя за Плутархом, развенчивает Юлия Цезаря, подчеркивая даже го физические недостатки и изображая его честолюбивым тираном, лишенным истинного величия и обаяния. Он противопоставляет Цезарю Брута, морально безупречного и бескорыстно стремящегося к свободе Рима. И все же в конце трагедии Брут погибает потому, что он не нашел достаточной поддержки у окружающих. Многие из участников заговора против Цезаря пошли на это из чисто личных побуждений. Соратники Брута не обладают его душевной чистотой. Его правая рука, трезвый и расчетливый Кассий, оказывается взяточником. Брут одинок оттого, что при всех своих моральных качествах он доктринер и индивидуалист. Он выступил как представитель кучки единомышленников, вообразив, будто убийством одного человека можно изменить ход истории. Брут хотел, как он сам говорит в сцене совещания с заговорщиками, убить «дух Цезаря», но ему удалось убить самого Цезаря, а «дух» Цезаря восстал и явился Бруту накануне битвы при Филиппах, чтобы предсказать ему гибель. Этот дух перешел в Октавия, который и нанес Бруту решительное поражение. Брут не понял, что он должен был бы бороться не с Цезарем, а с теми силами, которые выдвинули его. Убийство Цезаря оказалось лишь тягостным и бесцельным кровопролитием.
Наряду с Брутом и Цезарем в пьесе есть еще одна крупная фигура: это Марк Антоний, антагонист Брута. Умный, смелый, красноречивый, Антоний - талантливый актер, умеющий обмануть и увлечь за собой и своих соратников, и римский народ. Честолюбивый тиран Цезарь, заблуждавшийся мечтатель Брут и блестящий, «вдохновенный» авантюрист Антоний - таковы три типа политических деятелей, представлявшиеся Шекспиру возможными в тех случаях, когда народ не имеет силы сам выступить от своего имени и поддается обману со стороны хитрых демагогов. Именно таковы были условия в Англии на исходе 16 века, когда писалась эта трагедия : у одряхлевшей королевы Елизаветы, вступившей в конфликт с парламентом, стали явно проявляться наклонности к тирании; в перспективе наследником престола виделся Иаков Стюарт, от которого можно было ожидать мало хорошего, а около королевы - несколько ее фаворитов, талантливых и беспринципных карьеристов, готовых при случае захватить власть. Отсюда мрачный тон «Юлия Цезаря», напоминающий непосредственно вслед за ним написанного «Гамлета». Но, как и там, это не унылый пессимизм, выражающий чувство безнадежности, а, наоборот, мужественный призыв к борьбе, хотя и при самых тяжелых обстоятельствах.
В «Юлии Цезаре» Шекспир изображает трагические конфликты, решающие судьбы народов и государств, рисует столкновения храбрости и малодушия, доблести и порока, благородства и низости в грандиозных, мировых масштабах.
- 76. На пути к великим трагедиям: хроники у. Шекспира.
- 77. «Римские трагедии» Шекспира: «Кориолан».
- 78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
- 79. «Римские трагедии» Шекспира: «Антоний и Клеопатра».
- 80. Периодизация творчества Шекспира.
- 81. Великие трагедии Шекспира: «Гамлет».
- 82. Великие трагедии Шекспира: «Король Лир».
- 83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
- 84. Великие трагедии Шекспира: «Отелло».
- 85. Великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта».
- 86. Комедийное наследие Шекспира.
- 87. Трагикомедия как новая жанровая форма в драматургии Шекспира («Буря»).
- 88. Сонеты Шекспира и проблема их автобиографичности.
- 89. Место Шекспира в литературе его времени.
- 90. «Шекспировский вопрос»
- 91. Творчество Бенджамена Джонсона.
- 92. Поэт Луис де Камоэнс и его поэма «Луизиада».
- 93. Творчество Мигеля де Сервантеса.
- 94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.
- 95. Роман м.Сервантеса «Дон Кихот» и его роль в мировой литературе.
- 96. Новеллистика м.Сервантеса.
- 97. Испанский плутовский роман эпохи Возрождения.
- 98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
- 99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
- 100. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томмазо Кампанелла.