99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
В 1515 г. Томас Мор задумал и частично написал самое знаменитое из своих произведений - «Утопию», благодаря которой он с полным правом может быть назван первым представителем утопического социализма.
«Утопия» - слово, изобретенное Мором и с той поры ставшее нарицательным, составлено им из греческих слов и обозначает «несуществующее, небывалое место». Мор рассказывает в своей книге, что в Антверпене он будто бы встретился с путешественником, португальцем Рафаилом Гитлодеем, который был одним из спутников флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, несколько раз посетившего Новый Свет и давшего его описание. Расставшись с Веспуччи, Гитлодей объездил много неведомых стран, в том числе и находящийся на далеком Западе остров Утопию. Книга Мора и состоит из бесед с Гитлодеем, причем многие свои мысли из осторожности Мор вкладывает в уста своего собеседника.
Дав резкую критику современного социального порядка в первой части книги, Гитлодей во второй части в качестве примера дает описание общественного устройства на острове Утопии, где он провел пять лет и откуда он, по его собственным словам, никогда не уехал бы, если бы не хотел поведать людям об этом месте.
Форма произведения Мора не была новой в литературе того времени. Примыкая, с одной стороны, к позднегреческим авантюрным «романам-путешествиям», «Утопия», с другой стороны, имеет непосредственную связь с распространенными в средние века легендами о «земном рае», или островах блаженства и вечного веселья.
Устами Гитлодея Мор в первой части подробно описывает Англию, подробно характеризуя аграрный кризис и совершавшийся на его глазах процесс зарождения в Англии капиталистического сельского хозяйства и промышленности.
Основную причину охватившего Англию бедствия Мор усматривает в частной собственности, при существовании который не может быть ни справедливости, ни общественного благополучия. Поэтому в Утопии земля составляет общее достояние и возделывается свободным трудом. Но Мор идет дальше: он считает, что из всех форм частной собственности самая могущественная и наиболее уродующая природу человека - деньги, не приносящие счастья ни их обладателям, ни тем, кто вовсе лишен их. Поэтому в «Утопии» он проповедует презрение к золоту и драгоценностям и устанавливает полное социальное равенство, общность труда и пользования всеми его результатами. Организация производства в Утопии носит семейно-ремесленный характер и нимало не напоминает зарождавшиеся в Англии капиталистические мануфактуры, ровно как и весь образ жизни утопийцев, их быт и нравы коренным образом отличаются от конкретных условий жизни любой европейской страны XVI в., в первую очередь Англии. Кое-где в описании острова Утопии отчетливо проступают архаические черты: так, например, население Утопии, оторванное от земельной собственности и периодически каждые два года переезжающее из деревни в город и обратно, тесно прикреплено к семье и семейному союзу. Народ организован по семьям, состоящим не менее чем из 40 человек, и по филам - из 30 семейств, над которыми начальствует филарх; во главе же 10 филархов стоит протофиларх; бросается в глаза контраст между общностью имущества и сохранением патриархального родительского авторитета. Такими же архаическими чертами в Утопии являются сохранение религиозных верований и наличие института рабства. Однако по смелости мысли «Утопия» занимает совершенно исключительное место в мировой литературе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 76. На пути к великим трагедиям: хроники у. Шекспира.
- 77. «Римские трагедии» Шекспира: «Кориолан».
- 78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
- 79. «Римские трагедии» Шекспира: «Антоний и Клеопатра».
- 80. Периодизация творчества Шекспира.
- 81. Великие трагедии Шекспира: «Гамлет».
- 82. Великие трагедии Шекспира: «Король Лир».
- 83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
- 84. Великие трагедии Шекспира: «Отелло».
- 85. Великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта».
- 86. Комедийное наследие Шекспира.
- 87. Трагикомедия как новая жанровая форма в драматургии Шекспира («Буря»).
- 88. Сонеты Шекспира и проблема их автобиографичности.
- 89. Место Шекспира в литературе его времени.
- 90. «Шекспировский вопрос»
- 91. Творчество Бенджамена Джонсона.
- 92. Поэт Луис де Камоэнс и его поэма «Луизиада».
- 93. Творчество Мигеля де Сервантеса.
- 94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.
- 95. Роман м.Сервантеса «Дон Кихот» и его роль в мировой литературе.
- 96. Новеллистика м.Сервантеса.
- 97. Испанский плутовский роман эпохи Возрождения.
- 98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
- 99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
- 100. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томмазо Кампанелла.