83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
«Макбет» - одна из наиболее известных трагедий Шекспира. Пьеса, отдалённо основанная на истории реального Макбета, короля Шотландии, часто представляется как архетипичная история об опасности чрезмерной жажды власти и измене друзьям. В «Макбете», как и в «Ричарде ІІІ», изображена узурпация престола, причем узурпатор своими кровавыми действиями сам открывает дорогу силам, которые должны его погубить.
Пьеса открывается грозной сценой с громом и молнией, три ведьмы-сестры решают, где будет их встреча с Макбетом. В следующей сцене, раненый воин докладывает королю Шотландии Дункану о том, что его генералы Макбет и Банко разбили войска из Норвегии и Ирландии под предводительством восставшего Макдональда. Знатного Макбета восхваляют за его смелость и отвагу. В следующей сцене Макбет и Банко беседуют, в том числе обсуждая погоду и победу. Они встречают ведьм, которые одаривают их своими предсказаниями. Первая восхваляет Макбета как гламисского тана, вторая — как кавдорского тана, а третья — что он даже будет новым королём. Макбет пишет жене о предсказаниях. Когда король Дункан решает остановиться в замке Макбета, она решает убить его и, таким образом, гарантировать трон её супругу. Макбет высказывает сомнение в необходимости цареубийства, но жена убеждает его согласиться с планом. Собственно убийство не показывается, но Макбет оказывается настолько потрясён содеянным, что его жена берёт всё остальное на себя — подкладывает окровавленный кинжал спящей прислуге. На следующее утро приезжают Леннокс и Макдуф. Макбет провожает их к королю, и Макдуф обнаруживает труп. В поддельной ярости Макбет убивает прислугу, не дав им возможности оправдаться. Впрочем, Макдуф всё же сразу начинает подозревать Макбета, не подавая, однако, виду. Опасаясь за свои жизни, сыновья Дункана бегут — Малкольм в Англию, а Дональбэйн в Ирландию. Бегство наследников по праву попадает под подозрение, и Макбет принимает трон Шотландии.
Леди Макбет в это время гложет совесть — в знаменитой сцене пьесы она ходит во сне и пытается смыть воображаемую кровь с рук, всё время говоря о каких-то ужасных вещах. Малкольм и Макдуф тем временем собрали армию и планируют вторгнуться в Шотландию и свергнуть «тирана» Макбета. Макбет видит, что многие из его дворян (танов) его оставили. Малкольм, Макдуф и Сивард окружают замок Макбета. Их воины собирают ветви деревьев для маскировки своего расположения в Бирнамском лесу; слуга в панике сообщает Макбету, что лес стал двигаться. Тем временем Макбет произносит знаменитый монолог «Завтра, завтра, завтра» узнав о смерти леди Макбет (Макбет заключает, что это самоубийство). Разгорается битва, Сивард пленён, Макдуф сходится с Макбетом и отрубает ему голову. В заключительной сцене коронуется Малкольм.
Центр тяжести трагедии - в анализе душевных переживаний Макбета, образ которого по этой причине совершенно заслоняет все остальные фигуры пьесы, за исключением образа его роковой помощницы - жены. В начале пьесы Макбет - смелый и благородный воин, верно служащий королю. Но в глубине его души таится зародыш честолюбия. Постепенно под влиянием обстоятельств, волнующих впечатлений и увещеваний жены, честолюбие в нем вырастает и после тяжелой внутренней борьбы приводит его к преступлению. Но, приняв решение, он уже ни перед чем более не отступает. Титанический характер его проявляется в том, что он не испытывает никаких угрызений совести и, сознавая весь ужас как совершенного им, так и того, что ему еще предстоит совершить, с отчаянным упорством борется до конца.
- 76. На пути к великим трагедиям: хроники у. Шекспира.
- 77. «Римские трагедии» Шекспира: «Кориолан».
- 78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
- 79. «Римские трагедии» Шекспира: «Антоний и Клеопатра».
- 80. Периодизация творчества Шекспира.
- 81. Великие трагедии Шекспира: «Гамлет».
- 82. Великие трагедии Шекспира: «Король Лир».
- 83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
- 84. Великие трагедии Шекспира: «Отелло».
- 85. Великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта».
- 86. Комедийное наследие Шекспира.
- 87. Трагикомедия как новая жанровая форма в драматургии Шекспира («Буря»).
- 88. Сонеты Шекспира и проблема их автобиографичности.
- 89. Место Шекспира в литературе его времени.
- 90. «Шекспировский вопрос»
- 91. Творчество Бенджамена Джонсона.
- 92. Поэт Луис де Камоэнс и его поэма «Луизиада».
- 93. Творчество Мигеля де Сервантеса.
- 94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.
- 95. Роман м.Сервантеса «Дон Кихот» и его роль в мировой литературе.
- 96. Новеллистика м.Сервантеса.
- 97. Испанский плутовский роман эпохи Возрождения.
- 98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
- 99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
- 100. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томмазо Кампанелла.