89. Место Шекспира в литературе его времени.
Творчество Шекспира отличается своей масштабностью - чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Это богатство фантазии, так же как стремительность действия, насыщенность образов, сила изображаемых страстей и волевого напряжения действующих лиц, типичны для эпохи Возрождения. Эти черты можно встретить, например, и в творчестве Марло. Но у Шекспира они смягчены чувством меры и подчинены закону внутренней гармонии. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и богатство жизни со всем изобилием ее форм и красок, но все это приведено им к единству, в котором господствует закономерность.
Реализм Шекспира проявляется в том, что он изображает явления в их движении и взаимной обусловленности, подмечая все оттенки и переходы чувств. Это дает ему возможность рисовать цельных людей во всей их сложности и вместе с тем их развитии. Также реализм Шекспира обнаруживается в точности анализа душевных переживаний его персонажей и мотивировке их действий и побуждений; и, наконец, в языке. Исключительное богатство языка Шекспира заключается не только в выражениях, оборотах речи, но и в обилии смысловых оттенков различных слов. Можно различить у Шекспира несколько стилей. Разные персонажи говорят у него неодинаковым языком, в зависимости от их общественного положения. Сцены лирические, трогательные, комические, трагические и т.п. также написаны у него разными стилями. Но и независимо от всего этого стиль Шекспира с течением времени изменялся, постепенно освобождаясь от поэтических прикрас и все более приближаясь к живым интонациям разговорной речи. Шекспир избегает схематичных, расплывчатых выражений, выбирая слова конкретные и точные, передающие сущность каждого чувства или впечатления, вплоть до малейших его оттенков.
Шекспир оказал огромное влияние на европейскую и мировую литературу. Это влияние становится очень значительным в пору буржуазного Просвещения и еще более возрастает после французской революции 1789 г. Шекспир становится образцом и учителем для всех наиболее прогрессивных писателей первой половины XIX в. Знакомство с ним сильно отразилось на творчестве драматургов, разными путями стремившихся создать национальную драму (Лессинг, Гёте, Шиллер, Гюго). Страстно любил Шекспира Гейне, который написал, между прочим, прекрасную книгу «Женщины и девушки Шекспира». В России Шекспир оказал заметное воздействие на развитие национально-исторической драмы, в первую очередь на пушкинского «Бориса Годунова».
- 76. На пути к великим трагедиям: хроники у. Шекспира.
- 77. «Римские трагедии» Шекспира: «Кориолан».
- 78. «Римские трагедии» Шекспира: «Юлий Цезарь».
- 79. «Римские трагедии» Шекспира: «Антоний и Клеопатра».
- 80. Периодизация творчества Шекспира.
- 81. Великие трагедии Шекспира: «Гамлет».
- 82. Великие трагедии Шекспира: «Король Лир».
- 83. Великие трагедии Шекспира: «Макбет».
- 84. Великие трагедии Шекспира: «Отелло».
- 85. Великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта».
- 86. Комедийное наследие Шекспира.
- 87. Трагикомедия как новая жанровая форма в драматургии Шекспира («Буря»).
- 88. Сонеты Шекспира и проблема их автобиографичности.
- 89. Место Шекспира в литературе его времени.
- 90. «Шекспировский вопрос»
- 91. Творчество Бенджамена Джонсона.
- 92. Поэт Луис де Камоэнс и его поэма «Луизиада».
- 93. Творчество Мигеля де Сервантеса.
- 94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.
- 95. Роман м.Сервантеса «Дон Кихот» и его роль в мировой литературе.
- 96. Новеллистика м.Сервантеса.
- 97. Испанский плутовский роман эпохи Возрождения.
- 98. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Френсис Бэкон.
- 99. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томас Мор.
- 100. Утопический роман эпохи Возрождения: обретение формы: Томмазо Кампанелла.