logo
Zarubezhka

94. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: цели и история создания произведения.

Последние пятнадцать лет жизни Мигель де Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее, это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет вторая его часть. «Дон Кихот» был написан Сервантесом на склоне жизни и явился итогом его творческих раздумий. Произведение это, недостаточно оцененное современниками, принесло его автору посмертную славу и было объявлено критиками XIX-XX вв. одним из величайших созданий человеческой мысли. Вместе с тем, вследствие своего чрезвычайно глубокого и сложного идейного содержания, оно вызвало множество толкований, часто очень несходных между собой.

«Дон Кихот» - на это ясно указывает автор в прологе к первой части романа и в заключительных его строках - был задуман, прежде всего, как пародия на рыцарские романы. Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древний институт странствующего рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиги в честь своей воображаемой «дамы» для защиты всех обиженных и угнетенных в этом мире. Разгоряченное воображение Дон-Кихота заставляет его во всем видеть блистательные авантюры или волшебство.

Сатира на рыцарские романы была жанром, весьма распространенным в эпоху Возрождения, но Сервантес совершенно трансформировал этот жанр, углубив ситуацию и усложнив образ главного персонажа. Прежде всего, он наделил своего героя не только отрицательными, но и положительными чертами, а кроме того, дал ему двойную жизнь - в здоровом и в бредовом состоянии, что делает его почти двумя различными персонажами. Сервантес предал в своем романе осмеянию не только рыцарские романы как литературный жанр, но и саму идею рыцарства. Он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось рыцарскими романами и находило в них свое поэтическое выражение. Он протестовал в своем романе против всего мировоззрения правящей верхушки Испании, пытавшейся возродить на новых основах «рыцарские» идеи, и в первую очередь против феодально-католической реакции, поддерживавшей эти идеи.

Сервантес осуждает не самого Дон-Кихота, наделенного чертами редкого душевного благородства, доброты и рассудительности, а те бредовые рыцарские идеи, которые овладели воображением бедного идальго. Он действует слепо, следуя готовым нормам и правилам, отжившим свой век, вычитанным из старых книг, он не умеет и не хочет считаться с реальными возможностями, с подлинными нуждами и требованиями людей, с действительным положением вещей. Однако если Сервантес и высмеивает Дон-Кихота, то вместе с тем он полон глубоко сочувствия к нему. Средства, применяемые Дон-Кихотом, нелепы, но цель его высока. Сервантес всячески подчеркивает высокие нравственные качества, бескорыстие, великодушие Дон-Кихота, его искреннее желание принести человечеству пользу.

Таким образом, разоблачая в одинаковой мере как попытки оживить старую идею рыцарства, так и новый культ денег и наживы, Сервантес ополчается против всего современного ему уклада и мировоззрения официальной Испании: против тирании абсолютизма, засилья духовенства, против привилегий аристократии, хищнического управления страной, приводившего к обнищанию населения.