logo search
Макет программы для ГЭКа

28. Психологическая драма второй половины хх века. Театр а. Вампилова: традиции, значение.

Обновление жанровой системы в драматургии второй половины ХХ в. Обращение к собственно психологической драме: А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, М. Рощин и др.

Театр А. Вампилова как вершина драматургии времени. Философская и социально-нравственная проблематика, жанровый синтез. Развитие А. Вампиловым принципов чеховской драматургии. Сплав комического и трагического, бытового и философского начал, подтекст, символика, размытость конфликта, смещение действия извне вовнутрь человеческой души, «драма мелочей жизни» и др.

Итоговая драма «Утиная охота». Жанровый симбиоз пьесы. Сюжет лирического самопознания героя; функция ретроспективных частей; кольцевая композиция. Судьба Зилова как история добровольных нравственных утрат, растраты души. Двойственность героя. Мотив «пустого сердца». Герои-двойники Зилова, образы «аликов». Подтекст, система символических образов, мотивов и деталей. Многозначность образа утиной охоты. Смысл финальной сцены. Функция ремарок. Тема последнего предательства Зиловым себя.

Значение театра А. Вампилова в развитии драматургии, «поствампиловская драма» 70-80-х годов (Л. Петрушевская, В. Арро и др.).

Литература:

  1. Громова М.И. Русская советская драматургия. М., 1999.

  2. Гушанская Е. А. Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

  3. Сушков Б. А. Вампилов. М., 1989.