logo
Макет программы для ГЭКа

22. Творческие принципы м. Булгакова.

Роль классической литературы, русской и мировой, в формировании личности и творчества М. Булгакова.

Проблема утопии и антиутопии в 20-е годы («Дьяволиада», «Роковые яйца»). Гротеск и миф в повести «Собачье сердце». Функция аллюзий.

Роман «Белая гвардия» как последний классический, пушкинский, роман. Роль эпиграфов. Идея преемственности нравственных ценностей. Сопряжение исторического и семейного начал. Пересоздание биографического и конкретно-исторического материала. «Остранение» реальности. Символические образы и мотивы (Дом-Город, покой-хаос, реальное-призрачное, преходящее-вечное). Поэтика сновидений.

Нравственно-философская концепция романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость композиции. Соединение бытовой и психологической реальности с фантастикой. Осмысление современной эпохи, общественного сознания через культурно-исторические аналоги. Принципы пространственно-временного смещения и зеркальной симметрии. Диалог как способ искания истины.

Жанровая природа драматургии Булгакова. Трагифарсовые признаки («Бег», «Зойкина квартира»). Соединение психологизма с гротеском («Бег»). Создание пародийных стилизаций («Багровый остров»). Взаимовлияние драматургии и прозы писателя.

Литература:

  1. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

  2. Смелянский А. Михаил Булгаков в художественном театре. М., 1989.

  3. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

  4. Химич В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995.

  5. Соколов А. Булгаковская энциклопедия. М., 2004.