logo
Макет программы для ГЭКа

4. Символизм как художественное течение. Этапы и тенденции развития (д. Мережковский, в. Брюсов, к. Бальмонт, а. Блок, а. Белый и др.)

Философские и эстетические основы символизма: влияние русской и западной философии (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман). Религиозно-философские «Собрания» и их роль в формировании сознания символистов.

Символизм как миропонимание. Две концепции искусства в творчестве «старших символистов». Мир как «эстетический феномен» (Д. Мережковский); цель искусства – постижение жизни человеческого духа, объект искусства – личность творца (В. Брюсов); К.Бальмонт о бегстве от реальности и роли поэта-гения. Противоречивость религиозных и художественных устремлений символистов (Д. Мережковский, В. Брюсов), признание иррациональной природы человека.

Понятие о символе, структура символического образа. Теория единства классицистических и импрессионистических форм В. Брюсова, его ориентация на историко-мифологические принципы поэтики, утверждение символизма как «синтетической» художественной системы.

Младосимволисты о новом искусстве. Поиск сверхличного идеала и всеобщих аналогий в мире, интимное «мировое чувство» в поэзии, вера в единство и цельность мира, роль и назначение искусства и поэта в критических статьях А. Блока. А. Белый о поиске Мировой Души, утверждении жизнетворческой действенности искусства. Сотворение нового человека как высшая цель символизма.

Преодоление принципов модернизма в художественной практике символистов: обращение к социальной проблематике, возникновение темы «страшного мира».

Влияние символистов на художественные искания начала ХХ века.

Литература:

  1. Минц З. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

  2. Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: МГУ, 2000.

  3. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.

  4. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

  5. Дмитриев В.А. Поэтика: Этюды о символизме. СПб., 1993.

  6. Неженец Н.И. Русские символисты. М., 1992.