logo
Макет программы для ГЭКа

5. Символистский роман (в. Брюсов, ф. Сологуб, а. Белый)

Особенности художественного мировосприятия писателей: чувство бесконечности бытия; идея жизни, творимой свободной волей; отражение быта и сознания сквозь призму фантазии. Особенности поэтики символистского романа: чувственное и рассудочное восприятие мира, соединение реального с фантастическим. Объективно-историческое и субъективно-биографическое в повествовании. Гротескно-экспрессионистическая основа художественного образа, поэтика бессознательного. Символика как средство преодоления разрыва между названным явлением и его подлинной сущностью.

Авторская концепция истории человечества в романах В. Брюсова «Огненный ангел», «Алтарь победы». Синтез реалистического и фантастического.

«Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» А. Белого как феномен символистского романа. Переосмысление традиций классического романа в «Мелком бесе» Ф. Сологуба (Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин). Двойственность авторского сознания. Противопоставление видимого и сущего. Передонов как типичный герой своего времени. Гротесковость образов. Значение образа-символа Недотыкомки. Пространственно-временная организация повествования.

«Петербург» А. Белого – роман «потока сознания», мифологизация истории. Спор о России и Европе, восточной и западной цивилизациях, личности и истории, времени и вечности, насилии и христианских ценностях. Двойственность авторской позиции. Подсознание как главный предмет изображения. Жанровые особенности романа. Дискретность художественного времени и форм повествования, поэтика обрывочных диалогов. Подсознательное и сознательное в структуре образов. Роль образов-символов в романе. Современные споры о месте и значении символистского романа в литературе рубежа веков.

Литература:

  1. Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.

  2. Ломтев С. Проза русского символизма. М., 1994.

  3. Ильев С.П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. Киев, 1991.

  4. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

  5. Ерофеев В. На грани разрыва. «Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции // Вопросы литературы, 1985. № 2. С. 140-158.

  6. Минц З. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки Тартуского гос.университета, 1979. № 459. С.110.

  7. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе. М., 1974. Т.3. (Анализ эволюции прозы Ф. Сологуба).

  8. Максимов Д.Е. Брюсов: Поэзия и поэзия. Л., 1969.