27. «Неофициальная литература» второй половины хх века. Идейно-художественное новаторство (б. Пастернак, а. Солженицын, в. Гроссман, ю. Домбровский, в. Шаламов, а. Бек, в. Дудинцев и др.).
Идеологическая и художественная неоднозначность литературы второй половины ХХ в. Ортодоксальная и демократическая литература. Мировоззренческая двойственность официального «шестидесятничества». «Неофициальная литература» как культурная оппозиция власти и идеологически ангажированной литературе. Проблемно-тематическое и жанрово-стилевое новаторство, преодоление установлений и принципов реалистической поэтики, обращение к авангардным, условным формам, к фантастике, к новым жанровым структурам и к вечным, мифологическим жанрам.
Проблемы свободы и исторической правды как центральные, объединяющие творчество разных писателей.
Эпический роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: поэтика жанра, композиция, основные сюжетные линии, герои, смысл названия романа, ориентация автора на чеховские традиции в изображении человека. Концепция «дурьей», «бескорыстной доброты» Иконникова, выражающая авторскую философию внутренней свободы. Творческое переосмысление толстовских традиций.
«Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского как идеологический, полифонический роман, «вариант книги бытия». Современный, религиозно-мифологический, историко-культурный и фантастический уровни композиции, их связь. Проблема свободы и права, смысл названия романа. Функции христианских мотивов и аналогий. Образ художника и философия творчества в романе.
Эстетические принципы и поэтика «новой прозы» В. Шаламова. Пантрагическая основа его миропонимания. Полемика писателя с позитивистской эстетикой и реалистической литературой. Принцип тождества этики и эстетики. «Документальный реализм» Шаламова. Метафизика смерти и своеобразие трагического в «Колымских рассказах». Тема воскресения и бессмертия.
Общественное и художественное значение творчества А. Солженицына.
Трагедия отечественной науки в романе В. Дудинцева «Белые одежды»: смысл названия, герои, символика. Драма «государственного человека» в романе А. Бека «Новое назначение».
Литература:
-
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе: В 3-х книгах. М., 2001.
-
Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
-
Русская литература XX в.: Уч. пос. М.,1999.
-
История русской литературы ХХ века (20-90-е гг.). Основные имена. Уч. пособие. М., 1998.
-
Зайцева А.Р. Художественные искания неофициальной литературы середины ХХ века: Учебное пос. Уфа, 2006.
-
Волков О. В. Шаламов. М., 1995.
-
Шкловский Е.А. Варлаам Шаламов. М., 1991.
- 1. «Слово о полку Игореве», его исторический и нравственный потенциал. Эпическое и лирическое в «Слове». Сюжет и композиция.
- 2. Основные стили и жанры русской литературы XVIII века. Классицизм и сентиментализм.
- 3. Новаторство в.А. Жуковского в разработке жанров романтической элегии и баллады.
- 4. И.А. Крылов как создатель «русской басни». Характерность образов, сюжетов, поэтической речи.
- 5. Драматургическое новаторство комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума». Новизна конфликта, характеров языка стиха.
- 6. Лирика а.С. Пушкина. Основные мотивы и новизна поэтического стиля.
- 7. Драматургия а.С. Пушкина Трагедийность конфликтов и лаконизм формы («Маленькие трагедии», «Борис Годунов»).
- 8. Проза а.С. Пушкина. Философская и нравственная проблематика. Искусство емкой детали («Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).
- 9. Поэмы а.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник»). Эволюция жанра, типы героев, стиль.
- 10. «Евгений Онегин» а.С. Пушкина. Новизна жанра, композиции, языка, стиха. Герои, нравственный смысл их взаимоотношений.
- 11. Религиозная и патриотическая лирика м.Ю. Лермонтова.
- 12. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова («Демон», «Мцыри»).
- 13. «Герой нашего времени» м.Ю. Лермонтова как философско-психологический роман. Оригинальность жанра и композиции. Печорин: драма сильной личности.
- 14. Прозаические циклы н.В. Гоголя. Гротеск, мистика, эпос («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести»).
- 15. Гротескный театр н.В. Гоголя («Ревизор», «Женитьба»).
- 16. «Мертвые души» н.В. Гоголя как роман-«поэма». Гротеск и символика.
- 17. И.А. Гончаров – романист. Роман «Обломов» и его значение для русской литературы.
- 18. Лирическая проза и.С. Тургенева, ее философский и нравственный смысл («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Стихотворения в прозе»).
- 19. Лирический роман и.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Тема долга и отречения. Своеобразие психологического анализа.
- 20. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и трагическая ущербность его нигилизма. Споры о романе.
- 21. Новаторство лирики н.А. Некрасова. «Прозаические» сюжеты и народно-песенная основа стиха.
- 22. Фольклорные поэмы н.А. Некрасова («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»).
- 23. Пантеистическая и любовная лирика ф. И. Тютчева.
- 24. Драмы а.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»). Искусство бытописания и психологического анализа.
- 25. А.Н. Островский-комедиограф. Правда быта и характеров («Свои люди – сочтемся!». «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес»).
- 26. «Преступление и наказание» ф.М. Достоевского как идеологический роман. Теория Раскольникова о «праве на кровь» по совести. Христианский гуманизм Сони Мармеладовой.
- 27. «Идиот» ф.М. Достоевского как роман-миф. Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна; евангельские параллели.
- 28. Философская дискуссия в романе ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Бунт Ивана против Бога. «Легенда о Великом инквизиторе». Алеша и старец Зосима.
- 29. Сатирические романы м.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Искусство гротеска и пародии.
- 30. «Война и мир» л.Н. Толстого как роман-эпопея. Величие народа и развенчание «великих людей». Герои «интеллектуальные» (Болконский, Безухов) и «природные» (Ростовы).
- 31. «Анна Каренина» л.Н. Толстого как роман-трагедия. Образ Анны и проблема виновности. Символика.
- 32. «Воскресение» л.Н. Толстого. Тема нравственного возрождения (Нехлюдов и Катюша Маслова). Государство и церковь в романе.
- 33. Ранняя юмористика а.П. Чехова. Пародия, анекдот, гротеск («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.).
- 34. Новеллистика а.П. Чехова. Трагизм рутины. Деталь и подтекст.
- 35. Новаторство а.П. Чехова-драматурга. Новизна конфликта. Подтекст («подводное течение») и средства его выражения.
- История русской литературы хх века
- 1. Особенности развития русской литературы на рубеже хiх–хх веков
- 2. Картины русской жизни в прозе и. Бунина
- 3. Романтические тенденции в творчестве а. Куприна: проблематика, конфликт, образы героев
- 4. Символизм как художественное течение. Этапы и тенденции развития (д. Мережковский, в. Брюсов, к. Бальмонт, а. Блок, а. Белый и др.)
- 5. Символистский роман (в. Брюсов, ф. Сологуб, а. Белый)
- 6. Творчество а. Блока. Эволюция мировоззрения, особенности поэтики
- 7. Теория и практика акмеизма (м. Кузмин, н. Гумилев, а. Ахматова, о. Мандельштам и др.).
- 8. Эволюция творчества а. Ахматовой. Жанровые искания, основные художественные приемы.
- 9. Футуризм. Особенности эстетики и поэтики (в. Хлебников, в. Маяковский, а. Крученых, и. Северянин и др.)
- 10. Художественные искания л. Андреева. Проблематика, герои, принципы изображения.
- 11. Русская тема в творчестве м. Горького. Философское осмысление ее в романе «Жизнь Клима Самгина».
- 12. Творчество м. Цветаевой в контексте культурных традиций.
- 13. Художественные искания в литературе 20-30-х годов. Литературные группировки. Значение первого съезда советских писателей.
- 14. Особенности реализма е. Замятина («Уездное», «Пещера», «Мы», «Север», «Русь» и другие по выбору).
- 15. «Русь уходящая» в творчестве с. Есенина: психологический и социально-исторический аспекты темы.
- 16. Проблема гуманизма в прозе 20-х годов (б. Пильняк, и. Бабель, а. Фадеев, к. Федин).
- 17. Творчество а. Толстого. Особенности мировоззрения и стиля писателя.
- 18. Утопии и антиутопии а. Платонова.
- 19. Художественный мир а. Грина как романтический.
- 20. Новаторство творчества в. Маяковского.
- 21. Тенденции развития литературы 40-х – середины 50-х годов.
- 22. Творческие принципы м. Булгакова.
- 23. Философско-психологическая проза л. Леонова.
- 24. Лирический эпос а. Твардовского. Жанр. Эволюция. Новаторство.
- 25. Поэзия и проза б. Пастернака. Своеобразие миропонимания и поэтики. Периодизация и эволюция творчества.
- 26. Русскоязычная проза в. Набокова. Эстетические принципы творчества и поэтика.
- 27. «Неофициальная литература» второй половины хх века. Идейно-художественное новаторство (б. Пастернак, а. Солженицын, в. Гроссман, ю. Домбровский, в. Шаламов, а. Бек, в. Дудинцев и др.).
- 28. Психологическая драма второй половины хх века. Театр а. Вампилова: традиции, значение.
- 29. Проза а. Солженицына. Принципы творчества. Жанры, типология героев, нравственный идеал.
- 30. Мифопоэтическая картина мира в повестях в. Распутина. Типы героев, нравственный идеал.
- 31. Тематическое и жанрово-стилевое многообразие прозы в. Астафьева. Типология героев. Особенности повествования.
- 32. Новеллистика в. Шукшина. Жанровая природа и типология рассказов. Проблема национального характера. Традиции.
- 33. Творчество м. Шолохова. Эпическая картина мира в романе «Тихий Дон». Григорий Мелехов как трагический тип эпохи.
- 34. Военная проза второй половины хх века. Художественные тенденции. Эволюция.
- 35. Новаторство «онтологического реализма» 1960-1980-х годов.