logo
Макет программы для ГЭКа

30. Мифопоэтическая картина мира в повестях в. Распутина. Типы героев, нравственный идеал.

Социальная, натурфилософская и экзистенциальная проблематика повестей писателя. Ретроспективный взгляд на современность, идея возвращения к корням национальной культуры и бытия. Сквозные архетипические образы и мотивы: земля, дом, природа, память, погост и др. Трактовка дома как главной «крепы» личной и национальной жизни. Обращение писателя к христианским и языческим обрядам и ритуалам. Дом, праматерь-природа и память как мера вещей, испытание человека и мира на нравственную состоятельность. Коллизия проверки современности национальным прошлым как основа сюжетов повестей. Темы исторической, этногенетической памяти и преемственности поколений («Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой»). Тема технического прогресса и нравственного регресса, конфликт техногенной цивилизации и природы. Роль мифологических образов огня, воды, древа, «хозяина» и мотива конца света в создании мифопоэтической картины национального мира в повестях «Прощание с Матерой» и «Пожар». Смысл заглавия произведений, названных исследователями «современным Апокалипсисом». Художественное значение аналогии «царственного лиственя» и «мирового древа». Типы «временщиков», «людей перекати-поле» и стариков-праведников. Образы стариков, выражающих этический идеал автора. Развитие В. Распутиным толстовской мысли о «стариках как основе нравственного прогресса». Образы женщин – символы национального оберега. Настена и Анна как современные Богоматери. Образы Дарьи, Егорова – идеал нравственного отношения к земле, данной поколениям «на подержание», идеал жизни, прожитой для других. «Русская болезнь совести» (Н. Бердяев) – главная черта народных характеров, выражающих этическую программу автора: «совесть иметь и от совести терпеть», «держаться совести как правды», «правда – в памяти» и т.д. Тема внутренней вины и покаяния Дарьи и Егорова за гибель земли. Обращение В. Распутина к религиозной народной философии в трактовке проблемы смерти. Тема христианского бесстрашия перед смертью. Тема «красоты», «труда смерти». Поэтика финалов повестей. Значение образа тумана, мотив нравственной слепоты современного человека. Подтекстовый образ птицы-Феникс в конце повести «Пожар». Значение творчества писателя.

Литература:

  1. Панкеев И. Валентин Распутин. По страницам произведений. М., 1990.

  2. Семенова С. В. Распутин. М., 1987.

  3. Котенко Н. В. Распутин. Очерк творчества. М., 1980.