logo
Макет программы для ГЭКа

12. Творчество м. Цветаевой в контексте культурных традиций.

Роль семьи в формировании романтического мироощущения и стиля М. Цветаевой. Образ Москвы как ключевой для понимания характера лирической героини, совмещающей в себе русскую народную и европейскую культуры. Значение реминисценций (Кармен, Марина Мнишек, Дон-Жуан, птица-Феникс, Психея и др.) в создании концепции творческой личности как начала живого, красоты вечного обновления. Стремление поэта преодолеть законы времени.

Обращение Цветаевой в конце 10-х – начале 20-х годов к русской теме (книга «Версты»): расширение творческого диапазона от интимной лирики к «космической камерности». Фольклорная основа поэм «Царь-девица», «Переулочки», «На красном коне», «Молодец». Связь сказки, былины, колдовства с автобиографическим материалом, эпоса – с лирикой. Народный язык как основа темы, сюжета, героев, музыки стихов.

Укрупненность поэтического мышления Цветаевой в эмигрантский период творчества (книга «После России»). Трагедийность. Обращение к мотивам и образам вечности («Поэма горы»). Культ души, стремление к одухотворенному созиданию в размышлениях поэта о сущности и путях творчества. Лирическая сатира «Крысолов». Интерес к мифу как универсальному принципу познания, истоку культуры (романтическая традиция). Темы Орфея, Федры, Тизея, Ариадны и другие в стихах и драмах 20-х – 30-х годов. Образ поэта-мифотворца, проникающего в тайны вселенной.

Литература:

  1. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.

  2. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

  3. Саакянц А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества. 1910-1922. М., 1986.

  4. Кудрова И. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991.