logo search
Макет программы для ГЭКа

24. Лирический эпос а. Твардовского. Жанр. Эволюция. Новаторство.

Эпико-философский тип художественного мышления поэта. Эволюция мировоззрения. «Василий Теркин» как лиро-эпическая поэма, «энциклопедия войны». Тема фронтовых будней, повседневной жизни человека на войне. Образ Теркина как символ воюющего народа, двойной масштаб характера. Приемы и принципы создания образа. Прием композиционного перемещения образа с центра на периферию повествования, мотив слияния героя с «солдатским морем». «Судьба человеческая – судьба народная» (А. Пушкин) в поэме. Роль композиционной завершенности каждой главы, принцип «срединности» в структуре поэмы. Открытие трагических граней войны. Авторская позиция в раскрытии темы малых, незаметных боев. Функция лирических глав, образ автора. Значение поэмы.

«Поэмы прозрения» «Дом у дороги», «Теркин на том свете», их новаторство и значение в творческой эволюции поэта.

Поэма-покаяние «По праву памяти». Автобиографичность сюжета и лирического героя. Темы личной и гражданской вины, памяти. Функция трехчастной композиции. Судьба «клейменых сыновей России». Тема «двойного отцовства», роль христианских мотивов в поэме.

А. Твардовский – редактор «Нового мира». Общественно-культурное значение журнала.

Литература:

  1. Снигирева Т. А. Твардовский. Поэт и его эпоха. Екатеринбург, 1997.

  2. Страшнов С. Поэмы А. Твардовского. Иваново, 1990.

  3. Творчество А. Твардовского. Материалы и исследования. Л., 1989.

  4. Кулинич А. А. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Киев, 1988.

  5. Кондратович А. А. Твардовский. Поэзия и личность. М., 1986.

  6. Любарева Е. Эпос А. Твардовского. М., 1982.