logo search
Макет программы для ГЭКа

9. Футуризм. Особенности эстетики и поэтики (в. Хлебников, в. Маяковский, а. Крученых, и. Северянин и др.)

Футуризм как одно из течений русского авангарда предреволюционной эпохи. «Эгофутуризм» (И. Северянин, К. Олимпов, И. Игнатьев и др.), «кубофутуризм» (В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Анархический характер общественных и эстетических установок футуристов («Пролог эгофутуризма», «Пощечина общественному вкусу»). Утверждение примитивизма и первобытных основ жизни в искусстве, культ «первооснов» слова, их поиск в мифологии. Революция формы, отрицание содержания и поэтических традиций реализма, торжество «свободного» искусства и субъективной воли художника, свобода поэтического слова. Антиэстетизм как выражение социального протеста. Принцип деформации образов, произвольность композиции, словесное экспериментаторство. Проблема синтеза искусств. Национальная специфика творчества. Жанры футуристической поэзии.

Романтически-утопические идеи В. Хлебникова. Опыты поэта в области русского стихосложения и языка. Гуманистический протест в лирике поэта, тема России, образы современности и первобытного мира («Творения»).

В. Маяковский как лидер футуристического движения. Идея создания нового революционного искусства, неприятие старого мира, устремленность к идеалам будущего, герой-бунтарь, введение языка «улицы», эксцентризм, усложненность образов, экспериментаторство со словом и ритмом, сложные рифмы, диссонансы. Поэтика контрастов.

А. Крученых – поэт и теоретик «кубофутуризма». Идея «самотворчества», «самовитого» слова, «заумного языка». Бунт против красоты и логической речи, эстетизация безобразного («Возропщем», «Утиное гнездышко… дурных слов…»).

И. Северянин – основоположник «эгофутуризма». Доведение до пародийной наглядности эстетических принципов акмеизма (сборники «Громокипящий кубок», «Златомира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Reqia»). Гедонизм. Примитивный эстетизм, самовоспевание, тяготение к естественной красоте. Самоирония. «Грезофарс» современной жизни. Пародирование тем и мотивов символистской поэзии. Эклектичность эстетических деклараций и поэтической практики «эгофутуризма». Языковое изобретательство как форма познания иррационального.

Литература:

  1. Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания. М., 2000.

  2. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб, 2000.

  3. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк, 2000.

  4. Харджиев Н. Статьи об авангарде: В 2 тт. М., 1997.