logo
первый курс / Для курсача / КУРСАЧ 2003

2.1. Особенности проблематики романа

Еще с 50–х годов прошлого века начав упорные поиски своего литературного приема, Солженицын сознательно оттолкнулся от основных стилевых и жанровых тенденций советской прозы. Дидактизм, склонность к проповеди он осознавал в себе сам, (Вайль, Генис, 1990, №6, с. 200).

Принадлежа к типу писателей–борцов и ставя в своих произведениях вечные, неразрешимые вопросы, Солженицын пытается дать на них уверенные ответы – это качество порой воспринималось критикой как слабость его как писателя. Нам кажется, здесь прав Ф. Искандер, предположивший, что сомнения Солженицын считает «роскошью, позволительной в менее катастрофические времена», (Лейдерман, 2001, №8, – с. 204).

В романе «В круге первом» автором была предпринята попытка затронуть максимальное возможное число актуальных социальных проблем, высказаться по всем значимым вопросам, от политики – внутренней и международной, религии, философии, этики, истории, до литературы – русской и мировой, журналистики.

Нравственно–философская проблематика романа теснейшим образом связана с проблемами социальными и политическими, поскольку вопросы социально–политического порядка реализуются через персонажей романа, главным образом через их высказывания. Но будучи прежде всего художником и мыслителем, а не политическим лидером, Солженицын – непримиримый противник какой бы то ни было идеологии, убивающей в человеке свободную мысль.

Таким образом, можно сказать, что проблематика романа имеет огромный спектр и охватывает множество сфер человеческой жизни в условиях тоталитарного строя, своей эпохи, но главным образом его личность в этих условиях.

Так к примеру, критик и литературовед Гаврилов В. В своих исследованиях отметил актуальные проблемы литературоведения затронутые автором в произведении, (Гаврилов, 2001, с. 38). Другой исследователь такой как Юдин В.А. в своей работе отметил проблематику, касающуюся тем живописи, музыки, науки, образования в романе, (Юдин, 1998, с. 80). Ко всему прочему, один из исследователей творчества писателя В. Соколов утверждает, что «Солженицын – труднопостигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью». Кроме того, в изучаемом романе нашли отражение ряд революционно–демократических взглядов писателя, которые он не смог на тот момент до конца преодолеть.

Вопросами проблематики романа А.И. Солженицына

«В круге первом», занимались В.В. Говорилов, В.А. Юдин, В Соколов и другие. Рассмотрим данные проблемы более подробно.

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «…Насилие (над человеком) не живёт одно и не способно жить одно; оно непременно сплетено с ложью», – писал сам Солженицын.

Нравственно–философская проблематика романа теснейшим образом связана с проблемами социальными и политическими, поскольку вопросы социально–политического порядка реализуются через персонажей романа, главным образом через их высказывания. Но будучи прежде всего художником и мыслителем, а не политическим лидером, Солженицын – непримиримый противник какой бы то ни было идеологии, убивающей в человеке свободную мысль.

В романе писатель попытался показать, как губительны для духовной жизни личности убеждения, навязанные сверху. «Идеология выкручивает наши руки как помойные тряпки», – так сказал Солженицын когда–то о коммунистической идеологии, но эти слова, как справедливо полагает исследователь творчества писателя О. Давыдов, можно соотнести с любой идеологией. Уповая на постепенное переустройство жизни, главным инструментом Солженицын считал Слово. «В круге первом» – это роман, прежде всего, о нравственной позиции каждого», – утверждает

Ю. Мешков. Именно поэтому вышеперечисленные и многие другие взгляды отразились в позиции одного из главных героев–идеологов романа Глеба Нержина.

Неотъемлемая черта творчества Солженицына – обращенность к современным проблемам общества. Писатель всегда оставался верен принципам реалистического искусства. «Я уродился писателем социальным и таким уж останусь до гроба», – утверждал он. (Решетовская 1990, №2, С. 88). Органическое единство вечного и современного, социального и нравственно-философского – вот основной принцип творчества А.И. Солженицына. Задачи писателя, по его мнению, не сводятся только к оценке той или иной формы государственного устройства, сфера интересов настоящего художника – вопросы более общие и более вечные, касающиеся «тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяженного человечества, которые зародились в незапамятной глубине XX тысячелетии и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце».

Еще с 50–х годов прошлого века начав упорные поиски своего литературного приема, Солженицын сознательно оттолкнулся от основных стилевых и жанровых тенденций советской прозы. «Дидактизм, склонность к проповеди он осознавал в себе сам». (Вайль 1990, №6, с. 200). Принадлежа к типу писателей–борцов и ставя в своих произведениях вечные, неразрешимые вопросы, А.И. Солженицын пытается дать на них уверенные ответы – это качество порой воспринималось критикой как слабость его как писателя. Нам кажется, здесь прав Ф. Искандер, предположивший, что сомнения Солженицын считает «роскошью, позволительной в менее катастрофические времена» (Литдерман, 2001, №8, с. 204).

«Откопать» и явить людям растоптанную и поруганную правду – этот невероятно трудный путь избрал зэк А.И. Солженицын в конце сороковых годов. Очень точно описал тяжесть такого жребия Бертольд Брехт в статье «Пять трудностей пишущего правду»: «Нужно обладать мужеством, чтобы писать правду вопреки тому, что повсюду ее душат, обладать умом, чтобы познать правду вопреки тому, что повсюду ее стараются скрыть, обладать умением превращать правду в боевое оружие, обладать способностью правильно выбирать людей, которые смогут применить это оружие, и, наконец, обладать хитростью, чтобы распространять правду среди таких людей. Эти трудности особенно велики для тех, кто пишет под властью фашизма, но они ощутимы и для тех, кто изгнан из родной страны или добровольно ее покинул, и даже для тех, кто пишет в странах буржуазных» Вся жизнь классика Солженицына –непрерывная череда таких трудностей, стремление к правде, стремление донести ее до людей.