Образ Глеба Нержина
Глеб Викентьевич Нержин – один из главных героев, заключенный, математик, вобравший в себя многие черты характера и биографии молодого автора. Он воевал, военная цензура выудила из его письма к другу крамолу – критику Сталина, затем был арестован: тюрьма, пересылка, лагерь. Действие романа происходит в канун 1950 г. в спецтюрьме № 1, прозванной шарашкой, – НИИ в Марфино, где работают заключенные, научные работники, свезенные сюда из разных лагерей. Нержин в шарашке третий год, вообще же – «арестант пятого года упряжки» и еще за плечами четыре года войны, а всего срок – десять лет. Здесь ему исполняется 31 год. Женат на аспирантке, детей нет. Выглядит старше своих ровесников. «Русые волосы его, с распадом на бока, были густы, но уже легли венчики морщин у глаз, у губ и продольные бороздки на лбу. Кожа лица, чувствительная к недостаче свежего воздуха, имела оттенок вялый. Особенно же старила его скупость в движениях – та мудрая скупость, какою природа хранит иссякающие в лагере силы арестанта» (с. 24–25).
Нержин был привезен в Марфино в первой десятке. Занимается здесь секретной телефонией. Увлекается языкознанием и историей, в частности, изучает историю революций. В свободное время пишет «Этюды русской революции». «Для математика в истории 17 года нет ничего неожиданного, – рассуждал о Нержин – Ведь тангенс при девяноста градусах, взмыв к бесконечности, тут же и рушится в пропасть минус бесконечности. Так и Россия, впервые взлетев к невиданной свободе, сейчас же и тут же оборвалась в худшую из тираний» (с. 28). В спорах со своим коллегой по работе, филологом Рубиным, Нержин проявляет сильный скептицизм в отношении к социализму. Эти споры, о чем бы они ни были, всегда носят философский характер и показывают эрудицию, широту и остроту ума героев. Годы войны и лагеря освободили Нержина от догм марксизма, и свои сомнения он считает «добросовестностью познания».
Нравственность для Нержина – мерило всего: ценности человека, науки, прогресса. Он не признает прогресса в виде развития техники и материального избытка, прогресс для него – «всеобщая готовность делиться недостающим», а основа мироздания – справедливость. Прогресс в виде атомной бомбы он считает бедой. Потому и старается остановить Рубина, увлекшегося идеей по голосу найти того человека, который пытался предотвратить появление атомной бомбы в России: «Слушай, а зачем все–таки Советскому Союзу атомная бомба? Этот парень рассудил не так глупо» (с. 596). Ведь атомная бомба – орудие порабощения, и если Советский Союз завладеет бомбой, им никогда не освободиться от тирании. И сам Нержин совершает поступок – отказывается делать работу, которую считает безнравственной.
В финале романа его уводят на этап. Нержина мучает вопрос: может, и правда справедлив принцип невмешательства, непротивления злу? «Волкодав прав, людоед – нет», – отвечает ему дворник Спиридон, по мнению которого противодействие оправдано, но в определенных границах, когда оно само не становится злом. И тут естественно возникает вопрос о цели и средствах. «Цели общества не должны быть материальны» (с. 546), но и при том «не результат важен Нержин, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой». С лагерным начальством Нержин боролся за справедливость только с помощью закона. Это позиция Нержина, которой он старается неуклонно следовать, и позиция автора.
- Оглавление
- Глава 1. Творчество а.И. Солженицына в контексте отечественного литературного процесса XX в.
- Основные этапы творчества а.И. Солженицына
- I этап – 1918–1941 гг.
- II этап – 1941–1956 гг.
- III этап – 1956–1974 гг.
- IV этап – 1974–1994 гг.
- V этап – 1994 – 2000–е гг.
- Особенности реализма а.И. Солженицына
- Глава 2. Политические заключенные в романе «в кругу первом»
- 2.1. Особенности проблематики романа
- 2.2. Особенности композиции и построения романа
- 2.3. Образы Глеба Нержина, Дмитрия Сологдина и Льва Рубина
- Образ Глеба Нержина
- Образ Льва Рубина
- Образ Дмитрия Сологдина
- 2.4. Женские образы в романе
- Заключение
- Библиографический список