II этап – 1941–1956 гг.
С началом Великой Отечественной войны А.И. Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Как утверждает Н. В. Решетовская, юный писатель активно добивался призвания на фронт. В сентябре 1941 г. вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.
События лета 1941 – весны 1942 г описаны А.И. Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» (1948).
Будущий писатель добивался направления в офицерское училище, в апреле 1942 г. был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 г. выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался Запасный артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.
На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии; в 1944 г. получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.
К концу войны (в феврале 1945 г.) писателя, уже ставшего капитаном и награжденного двумя орденами, арестовали за переписку со старым товарищем, в которой он нелестно отзывался о вожде. Александр Исаевич прекрасно знал о цензуре, но внутреннее противостояние тоталитаризму не позволяло ему молчать, и он решается критиковать «самого Сталина». Учитывая жесткую политику вождя, ожидаемым итогом стал суровый приговор суда – 8 лет лагерей за пропаганду и агитацию антипартийных идей, а в частности и против самого Сталина. Именно во время заключения у Солженицына возникает мысль о необходимости рассказать миру обо всех ужасах сталинских лагерей.
В марте 1953, в день смерти вождя, писатель освобождается из лагерного ада. Важно отметить, что именно в этот период жизни писатель побывал во многих лагерях таких, как «Новый Иерусалим», в закрытом КБ («шарашке») при авиамоторном заводе в Рыбинске, в аналогичном заведении в Марфине (под Москвой) и во многих местах заключения еще. Именно в этот период складывается личность автора, как писателя и основные мотивы, и ориентиры его творчества. В Марфине А.И. Солженицын начал работу над автобиографической поэмой «Дороженька» и повестью «Люби революцию», которая задумывалась как прозаическое продолжение «Дороженьки». Позднее последние дни на Марфинской шарашке описаны А.И. Солженицыным в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина, а его сокамерники Дмитрий Панин и Лев Копелев – Дмитрия Сологдина и Льва Рубина. В заключении А.И. Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем склонился к православно–патриотическим идеям. Об этом говорят сочинения писателя написанные им в Экибастузе, где он сочинял стихотворения, поэмы («Дороженька», «Прусские ночи») и пьесы в стихах («Пленники», «Пир победителей») и заучивал их наизусть.
После освобождения автор был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, южный Казахстан). Работал учителем математики и физики в 8 – 10 классах местной средней школы им. Кирова.
К концу 1953 г. здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 г. он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 г.
Именно этот этап жизни ознаменовал появление таких произведений как пьеса «Республика Труда» (о лагере), роман «В круге первом» (о своём пребывании на «шарашке») и очерк «Протеревши глаза („Горе от ума“ глазами зэка)».
- Оглавление
- Глава 1. Творчество а.И. Солженицына в контексте отечественного литературного процесса XX в.
- Основные этапы творчества а.И. Солженицына
- I этап – 1918–1941 гг.
- II этап – 1941–1956 гг.
- III этап – 1956–1974 гг.
- IV этап – 1974–1994 гг.
- V этап – 1994 – 2000–е гг.
- Особенности реализма а.И. Солженицына
- Глава 2. Политические заключенные в романе «в кругу первом»
- 2.1. Особенности проблематики романа
- 2.2. Особенности композиции и построения романа
- 2.3. Образы Глеба Нержина, Дмитрия Сологдина и Льва Рубина
- Образ Глеба Нержина
- Образ Льва Рубина
- Образ Дмитрия Сологдина
- 2.4. Женские образы в романе
- Заключение
- Библиографический список