logo
литература

1.Детская литература как предмет специфика, периодизация истории, функции, жанры

Детская литература - неотъемлемая часть общей литературы. Она развивается по тем же законам, что и общая литература ( единство общего и индивидуального, эмоциональный, чувственный образ как средство художественного отражения и познания действительности ит.д.), но имеет при этом свою специфику. До сих пор нет однозначного мнения об объективных критериях выделения детской литературы из общих рамок литературы. Долгое время на детскую литературу смотрели как на «служанку» педагогики. Дискуссии о специфике данного предмета велись на протяжении всего 20 в.Так в 70-ые годы на страницах газет и журналов развернулась дискуссия на данную тему. Некоторые литературоведы и сегодня предлагают не выделять детскую литературу из общих рамок литературы. Одним из объективных критериев вычленения детской литературы из общей является категория читателя-ребенка. Свои произведения писатель создает с учетом психологических особенностей ребенка, для которого создается книга. Эти особенности оказывают влияние на выбор темы, характер ее освещения, определяют требования к сюжету, эмоциональной стороне, работе над словом, постановку воспитательных задач, познавательное начало и т.д. Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы. Главное отличие, на наш взгляд, детской литературы от литературы взрослой, как это ни странно прозвучит, ее дидактическое целеполагание, так называемый психолого-педагогический компонент. Текст детской литературы, прежде всего, имеет педагогическую стратегию. Так или иначе, но дидактизм детской литературы факт реальный, как реально то, что есть определенный адресат: читатели-дети.