logo
литература

12.Анализ произведений Мамина-Сибиряка из цикла Алёнушкины сказки, Серая шейка.

В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания ("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку"; "Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

"Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки".

Вот сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.