12.Анализ произведений Мамина-Сибиряка из цикла Алёнушкины сказки, Серая шейка.
В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания ("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку"; "Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
"Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки".
Вот сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.
- 1.Детская литература как предмет специфика, периодизация истории, функции, жанры
- 2.Классификация детского фольклора по группам и жанрам
- 3.Народные сказки, их виды
- 4.Загадки, пословицы и поговорки как жанры устного народного поэтического творчества
- 5.Идейно-художественное своеобразие русских былин
- 6.Воспитательное значение басен и.А.Крылова
- 7.Сказки а.С.Пушкина с точки зрения народно-поэтических традиций и новаторства
- 8.Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей первой половины 19 века Ершов, Погорельский, Одоевский.
- 9.К.Д.Ушинский –педагог и детский писатель
- 10.Краткая характеристика «Русских книг для чтения» л.Н.Толстой
- 11.Образ ребёнка в творчестве л.Н.Толстого. Повесть «Детство».
- 12.Анализ произведений Мамина-Сибиряка из цикла Алёнушкины сказки, Серая шейка.
- 13.Дети-герои произведений Чехова
- 14.Изображение животных в прозе Чехова
- 16.Идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна Белый пудель.
- 17.Пейзажная лирика 19 века, вошедшая в круг детского чтения
- 18.Проблема формирования характера в повести Гприна-Михайловского Детство Тёмы.
- 19.Русские поэты начала 20 века – для детей Есенин, Маяковский, Бунин
- 20.Жанр литературной сказки в творчестве Горького.
- 21.Мастерство Чуковского – детского поэта-сказочника.
- 22.Жанр автобиографической повести в творчестве Кассиля, Чуковского
- 23.Тематика стихов для детей Маршака .Анализ книг Круглый год, Весёлое путешествие от а до я.
- 24.Маршак-переводчик детских сказок и стихов. Анализ книги Дом, который построил Джек.
- 25.Герои рассказов Гайдара Голубая чашка и Чук и Гек
- 26.Произведения о детях и для детей Толстого
- 27.Идейно-художественное своеобразие повести Пришвина Кладовая солнца
- 28.Рассказы и сказки о природе Пришвина и Паустовского
- 29.Жанр научно-познавательной сказки в творчестве Бианки
- 30.Лесная газета – уникальная природоведческая книга Бианки
- 31.Мастерство Драгунского – детского писателя-юмориста
- 32.Анализ сборника рассказов Скребицкого Лесные переселенцы
- 33.Герои произведений для детей Носова
- 34.Нравственно-философская проблема сказок Бажова из книги «Малахитовая шкатулка»
- 35.Возвращённые имена в русской детской литературе 20 века Чёрный, Хармс, Чарская.
- 36.Современная игровая детская поэзия Заходер, Токмакова, Берестов
- 37.Творчество Успенского для детей. Юмор в сказке Дядя Фёдор, кот и пёс
- 38.Анализ сборника стихов Барто За цветами в зимний лес
- 39.Мир глазами ребёнка в произведениях прозаиков Тендряков, Панова, Железников
- 40.Лир –основоположник игровой поэзии в английской литературе
- 41.Жанрово-стилистическое своеобразие сказок Кэрролла Алиса в стране чудес, Алиса в зазеркалье
- 42.Идейно-художественное своеобразие сказок Уайльда
- 43.Творчество Киплинга для детей
- 44.Жанр литературной сказки в творчестве английских писателей 20 века Милн, Тревелс, Барри
- 45.Природоведческая книга для детей Даррелла
- 46.Народная основа сказок Перро
- 47.Тема дружбы в романе для детей Мало Без семьи
- 48.Композиция и система образов в романе Мало «Без семьи»
- 50.Основные этапы творческого пути Андерсена
- 51.Воспитательное значение сказок Анднрсена
- 52.Силы добра и зла в волшебной сказке Лагерлеф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
- 53.Воспитательное значение и художественное своеобразие сказки Лагерлеф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
- 54.Основные этапы творческого пути Линдгрен. Жанровое многообразие её произведений для детей
- 55.Жанр сказки в творчестве Линдгрен
- 56.Своеобразие сказочного мира т.Янссон
- 57.Тематическое многообразие и художественные особенности сказок братьев Гримм
- 58.Сюжет и идея рождественской сказки Гофмана Щелкунчик и мышиный король
- 59.Герои волшебных сказокГауфа
- 60.Мир детства в произведениях м.Твена
- 61.Книги Родари для детей
- 62.Основное направление в русской детской литературе 20 века и тенденции в современной детской литературе