logo
литература

39.Мир глазами ребёнка в произведениях прозаиков Тендряков, Панова, Железников

Владимир Тендряков был, пожалуй, единственным советским писателем, который не боялся говорить в своих произведениях о религии в безбожном советском обществе. Его повести "Чудотворная", "Чрезвычайное", "Апостольская командировка" широко читались и обсуждались.

Панова. "Дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична". Потом свет увидели и короткие "портретные" повести и рассказы о детях военных и послевоенных лет "Валя" и "Володя" — о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города, "Трое мальчишек у ворот", "Мальчик и девочка", "Конспект романа", "Про Митю и Настю".

Кульминационным произведением В.Железникова является «Чучело». Первый вариант его был сценарием, и назывался «Бойкот». В ходе работы над произведением не только шлифовалась структура, но и уточнялся замысел. Эта повесть замкнула на себе проблему характера, проблему взаимоотношений детей и взрослых, проблему гуманизма. Мир детей определяется миром взрослых — это прописная истина. Мир детей в повести существует параллельно с миром взрослых, стараясь не пересекаться с ним. Повесть заставляет взрослых задуматься о том, как необходимо создавать взаимопонимание с подростками, как важно тактично руководить ими в жизни, поддерживая и оберегая период нравственного становления. Заслуга Железникова в детской литературе состоит в том, что он сумел нащупать серьезный нравственный конфликт и исследовал его с художнической достоверностью и гуманистической откровенностью.