logo
Лекции бакалавры 2 сем

Виктор гюго

Виктор Гого (1802 – 1885) — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист (поэти­ческие сборники «Оды и разные стихотворе­ния» (1822), «Восточные мотивы» (1829), «Песни су­мерек» (1835), «Возмездие» (1853), «Грозный год» (1872); драмы «Эрнани» (1829), «Король забавляется» (1832), «Рюи Блаз» (1838); романы «Собор Париж­ской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869), «Девяносто третий год» (1874); политический памфлет «Наполеон Малый» (1852); публицистическая книга «История одного преступления» (1877-1878) и др.). Мировая слава пришла к Гюго как автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

Он родился в Безансоне в семье офицера наполеонов­ской армии. Мать будущего писателя, ненави­дела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сто­ронницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

Родители расстались, когда Виктор был еще ребен­ком, и в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сфор­мировались демократические убеждения.

Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начинает писать, в четырнадцать вы­пускает вместе с братом литературный журнал, в пятнад­цать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду.

При этом Гюго один из самых заметных «долгожите­лей» в литературе, его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером фран­цузского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим, как и всем своим творчеством, также завоевал любовь и признатель­ность во всем мире.

«Собор Парижской Богоматери»(1831) — лучший исторический роман XIX в., написанный в романтическом стиле. Гюго рисует картину жизни Франции на исходе средневековья, в конце XV в. Он мастерски передает колорит эпохи. Но при этом не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повсе­дневность в романтическом ключе.

Исторические персонажи, например Людовик XI, оттеснены на второй план вымышленными героями. Однако имена всех героев не придуманы автором, а взяты из старых источников. Герои романа одновре­менно и живописно конкретны, и символичны. Писа­тель резко сталкивает положительные и отрицательные характеры, противопоставляя их друг другу, при этом показывает контрастное несоответствие внешнего об­лика и внутреннего содержания людей: уродство Ква­зимодо парадоксально сочетается с его преданностью и добротой, красота Феба де Шатопера скрывает его нич­тожество и глупость.

Наиболее острый конфликт раз­ворачивается между Эсмеральдой, воплощением и внешнего очарования, и внутренней душевной красо­ты, и страстно влюбленным в нее жестоким и грубым фанатиком Клодом Фролло, погубившим героиню.

Но смысл этого конфликта прежде всего в столкно­вении эпох: уходящего средневековья и наступающего Возрождения. В то же время Гюго находит и общее в облике этих двух столетий. Не случайно одним из глав­ных символов романа становится Собор Парижской Богоматери — по сути вечный исторический образ.

«Клод Ге» (1834) — повесть, в которой речь идет о судьбе реального человека, рабочего, осужденного на смертную казнь за убийство тюремного надзирателя. Автор приходит к выводу, что виновно само современное общество, ведь именно нищета толкает людей из народа «на путь преступления и в пучину разврата». При этом система наказаний кажется писателю чрез­вычайно жестокой и немилосердной. Не случайно Гюго был одним из первых в XIX в., кто выступал за отмену смертной казни.

Роман «Отверженные» (1862) — вершина творче­ства Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма. Замысел написать о жизни беднейших слоев общества возник у писателя еще в начале творческого пути, когда он стал собирать сведения о жизни каторжников.

Рисуя историю мужественного Жана Вальжана, проведшего девятнадцать лет на каторге, Фантины, пе­режившей соблазнение, разлуку с дочерью, нищету, мальчика Гавроша, выброшенного на улицу собствен­ными родителями и все же не только не лишившегося жизнелюбия и доброты, но сумевшего стать героичес­ким защитником на баррикадах, Гюго стремится обли­чить социальное зло и найти путь к его преодолению. Дилемма, как исправить общество — милосердием или революционным преобразованием, — решается на протяжении всего романа, решается трудно, драмати­чески напряженно и одновременно художественно ярко, красочно.

ЖОРЖ САНД (1804 - 1876)

В ее многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (в том числе эмансипация женщины), демократизм и реализм сочетаются с социально-утопическими взглядами: «Индиана» (1832), «Орас» (1841-1842). Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы в лучшем романе «Консуэло» (1842-1843). Мемуары «История моей жизни» (1854-1855).

Настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван. Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает заря, — все соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц, которая выбрала себе в качестве псевдонима мужское имя Жорж Санд.

Баронессой она стала, выйдя замуж в восемнадцать лет, и это был брак по любви. Вскоре родились сын и дочь, а потом брак превратился в формальность. Барон был отставным офицером, землевладельцем, аристократом. Баронесса жила в комфортном мире фантазии и утонченных чувств. К тому же она была пылкой демократкой, убежденной, что в мире должна править только «аристократия духа». Супруги заключили соглашение: пусть часть года она проводит в Париже, муж будет платить ей скромное содержание из доходов, которые приносит ее собственное поместье Ноан, и в двадцать шесть лет баронесса уезжает в Париж. Чтобы спокойно бродить по улицам и одной бывать в театрах, облекается в мужское платье, что потом будет осмеиваться в бесчисленных карикатурах в газетах и журналах «ревнителями» женской скромности.

Вскоре появляется и близкий друг — начинающий журналист и писатель Жюль Сандо. Давно мечтавшая о литературной карьере Аврора начинает писать в шутливом соперничестве с ним, взяв себе псевдоним, представлявший в измененном виде его фамилию и инициал. Сначала Жорж Санд занялась журналистикой и весьма успешно, но это ее не удовлетворило. Расставшись с Сандо, она сохранила псевдоним. Жорж Санд решила попробовать себя в художественной прозе. В 1832 выходит ее первый роман «Индиана», который сразу сделал начинающую писательницу знаменитой. Тайна мужского псевдонима уже давно перестала быть тайной, и молодой красивый поэт Альфред де Мюссе присылает «мадам Жорж Санд» стихотворное признание в любви. Их связь продолжалась три года, пока она не разорвала ее.

За «Индианой» последовали романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833) — также о положении замужней женщины, страдающей в несчастливом браке. Романы Жорж Санд завладели воображением не только поэтов, но многочисленных читателей и читательниц по всей Европе, в том числе и в России. Тому способствовали увлекательность сюжета, удивительно тонкое лирическое чувство пейзажа, блеск красноречия.

Большую часть времени она проводила в Ноане: «мадам Аврора», как называли ее слуги, не должна была давать повод к пересудам. Когда дети подросли и следовало подумать об их образовании, она стала больше жить и работать в Париже. Работала же она невероятно много и быстро и с неизменным успехом. Не довольствуясь прирожденностью талантов, она постоянно их развивала и совершенствовала. Сама создавала свою жизнь, парижский салон, окружение в Париже и Ноане. И в ее жизни было много любви, друзей, путешествий, мирных дней на лоне природы, и прекрасной музыки. Вот обычная вечерняя сценка: она склонилась над вышиванием, рядом горячо любимые дети, Морис и Соланж, а за фортепиано — Фридерик Шопен, друг и возлюбленный. Любовь омрачалась его постоянным нездоровьем (у него был туберкулез), горечью при мысли о судьбе Польши, борющейся за свою независимость, и недоброжелательным отношением к нему детей Жорж Санд. Но все же эти вечера с пленительными звуками баллад, ноктюрнов и вальсов были, наверное, счастливейшим временем ее жизни. Вот какой ее запомнила американская журналистка и общественная деятельница Маргарет Фуллер, встретившаяся с Жорж Санд в Париже в 1846: «Она была в платье из темно-фиолетового шелка, на плечах лежала черная кружевная мантилья, прекрасные волосы были убраны с большим вкусом, все в ней было просто и в то же время изысканно, как и подобает настоящей даме, а манера держаться ничем не напоминала о вульгарных карикатурах на ее счет..., но что привлекло мое особенное внимание, так это выражение доброты, благородства и силы, истинно человеческой сердечности и самой естественности, светившейся в ее глазах... наверное, она немало страдала, но она и наслаждалась, и многое свершила, отсюда это выражение спокойствия и счастья».

Однако Жорж Санд занимали не только проблемы и психология любви. Баронесса была революционеркой по темпераменту, ей были близки социалистические утопии того времени, что отразилось в романах «Жак» (1834) и «Орас» (1841-1842). Труд, искусство, любовь, свобода жить в свободном мире — тема и ее так называемых «сельских» романов «Жанна» (1844), «Маленькая Фадетта» (1848). Это высшая цель и ее наиболее знаменитого романа «Консуэло» (1842-1843), а также романа «Графиня де Рудольштадт» (1843-1844). Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо, чьим преданным другом был И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший ее к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырехтомную «Историю моей жизни».