logo
Лекции бакалавры 2 сем

Вальтер скотт

Вальтер Скотт (1771 – 1832) родился в Эдинбурге, в Шотландии, которая уже перестала быть к этому времени самостоятельным государством, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Полу­чив высшее юридическое образование, стал работать адвокатом, много разъезжал по Шотландии. С детства интересовался народной стариной и историей.

После восьми лет юридической практики с 1800 г. становится профессиональным литератором, а два года спустя выпускает два тома фольк­лорного сборника «Песни шотландской границы».

Дебютировал как поэт циклом поэм на исторические темы («Мармион», «Дева озера», «Рокби» и др.), ко­торые принесли ему известность. В 1813 г. Скотту было даже дано звание поэта лауреата, но он от него отказался.

В середине 1810-х гг. Скотт оставляет поэзию и обращается к жанру романа, ощутив, что сама форма романтической поэмы слишком узка для воплощения специфического исторического материала.

Работал Вальтер Скотт с большой интенсивностью, опубликовал около 30 романов, принесших ему миро­вую славу («Уэверлей» (1814), «Гай Маннеринг» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820) и др.). Последние десятилетия он провел в сво­ем замке в Абботсфорде, который превратил в своеобразный музей, собирая в нем разного рода историчес­кие документы, образцы утвари, одежды, оружия.

Вальтер Скотт по праву считается создателем истори­ческого романа на Западе. Он творил в переходную историческую эпоху, когда заметно возрос в среде ро­мантиков интерес к прошлому. Обращаясь к истории, В. Скотт стремился уловить ее глубинные тенденции, позволяющие лучше понять современную ему действительность.

Скотт видел в истории движение, борьбу, неодоли­мую победу прогрессивных сил. Например, король, стремящийся к сильной централизованной власти, и поддерживающие его горожане и крестьяне одержива­ют верх над феодальной реакцией (в романе «Айвен­го»). Скотта интересовали не только исторические ге­рои, короли, полководцы, но и поведение масс, творя­щих историю. Ему был присущ историзм, включение отдельной личности в широкий исторический поток, связь ее судьбы с обществом в целом. В центре его ро­манов нередко находился романтический герой, раз­вертывалась любовная линия («Айвенго», «Уэверлей», «Пуритане»). Но особенно интересен и богат оказывал­ся исторический фон, точно выписанные реалии быта, картины нравов. С точки зрения тематики и проблема­тики, романы Вальтера Скотта образуют три главных цикла: шотландский, средневековый и цикл, посвя­щенный английской революции XVII в.

В. Скотт создал многоплановый остросюжетный роман с множеством действующих лиц, представля­ющих различные социальные группы и прослойки. В нем изображены реальные исторические фигуры (Ричард Львиное Сердце, Людовик XI, принц Карл Стюарт и др.) и вымышленные персонажи, а события исторические сочетаются с эпизодами и сценами част­ной жизни. Достоверность его романам придают описания обстановки, одежды, богатый и красочный «исторический колорит». Реализм соединяется у Вальтера Скотта с романтическим началом, которое проявляется в интересе к средневековью, к патриар­хальным формам жизни, к разного рода необычным происшествиям и фантастике. «Когда мы читаем ис­торический роман Вальтера Скотта, — писал Белин­ский, — то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается со­бытие романа, и получаем о них в форме животного созерцания более верное понятие, нежели какое мог­ла бы нам дать о них какая угодно история».