Тема 6.
Зарубежное искусство и литература 19 века. Романтизм.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) — великий английский поэт-романтик («Восточные поэмы», «Дон Жуан», драмы, мистерии и др.) — вошел в историю литературы не только как мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность, «властитель дум», по словам Пушкина. Он родился в старинной, хотя и обедневшей аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете.
Свои жизненные устремления он связывал не только с занятиями литературой, но и с политикой. И дело здесь не в честолюбивых мечтах поэта, а в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и в своих поэмах и стихах.
При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Напротив, с его именем и творчеством связывают настроение гордого индивидуализма и «мировой скорби». Однако его решимость бороться в одиночку, даже если нет надежды победить, не ослабевает с годами, а крепнет. Это выражено в разных произведениях поэта, но особенно ярко — в знаменитом стихотворении «Из дневника в Кефалонии», известном русскому читателю в великолепном переводе А. Блока.
Последний год своей жизни поэт посвящает участию в освободительной войне Греции против турецкого владычества. Здесь он и умирает от болотной лихорадки в разгар военной службы.
В лирике Байрона, его поэмах сложился особый тип романтического героя — «байронический». Это разочарованный человек, гордо презирающий отвергнувшее его общество и мстящий ему. Таков, например, Конрад — персонаж «восточной поэмы» Байрона «Корсар»: «Обманут, избегаем всё сильней, / Он с юных лет уж презирал людей / И, гнев избрав венцом своих утех, / Зло нескольких стал вымещать на всех...» (перевод — А. Оношкович-Яцына).
Самый известный герой поэзии Байрона — это, конечно, Чайльд Гарольд. В одно утро 1812 г., «сразу после выхода в свет первых двух песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрон, по его собственному признанию, «проснулся и узнал, что знаменит».
Громкая слава поэта была заслужена не только созданием образа «угрюмого, томного» (Пушкин), разочарованного аристократа, покинувшего свою родину Англию и пустившегося в путешествие по разным странам. Байрон создает здесь новый жанр лироэпической поэмы, где движение сюжета определяется не только внешним действием — путешествием, но прежде всего мыслями и чувствами поэта. Если в первых песнях голос автора, его эмоции почти сливаются с образом и чувствами Гарольда, то постепенно лирическое «я» поэта, взволнованного и пытливого, сочувствующего и негодующего, теснит на второй план образ неизменно скучающего персонажа. Яркие пейзажи Средиземноморья, красочные описания Испании и Греции, Португалии и Италии составляют выразительный контраст обличительным картинам социальных и политических бедствий.
Поэма пронизана пафосом свободолюбия и тем романтическим максимализмом, который помог Байрону «много душ спасти от компромисса», как сказал В.Г. Белинский.
- “Фауст”: книга всей жизни
- Тема 5.
- Тема 6.
- Перси биши шелли
- Вальтер скотт
- Эрнст теодор амадей гофман
- Виктор гюго
- Эдгар по
- Тема 7.
- Фредерик стендаль
- Оноре де бальзак
- Уильям мейкпис теккерей
- Шарлотта бронте (1816—1855)
- Эмили бронте (1818 — 1848)
- Энн бронте (1820 — 1849)
- Генрих гейне
- Уолт уитмен
- Реализм в искусстве
- Тема 8.
- Ги де мопассан
- Эмиль золя
- Анатоль франс
- Ромен роллан
- Шарль бодлер (1821-1867)
- Артюр рембо (1854-1891)
- Морис метерлинк
- Эмиль верхарн
- Генрик ибсен
- Томас гарди
- Оскар уайльд
- Редьярд киплинг
- Бернард шоу
- Джон голсуорси
- Марк твен
- Джек лондон
- Теодор драйзер
- Тема 9.
- Тема 10.