logo
Лекции бакалавры 2 сем

Тема 6.

Зарубежное искусство и литература 19 века. Романтизм.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) — ве­ликий английский поэт-романтик («Восточ­ные поэмы», «Дон Жуан», драмы, мистерии и др.) — вошел в историю литературы не только как ма­стер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность, «властитель дум», по словам Пушкина. Он родился в старинной, хотя и обедневшей аристократической се­мье, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете.

Свои жизненные устремления он связывал не толь­ко с занятиями литературой, но и с политикой. И дело здесь не в честолюбивых мечтах поэта, а в том, что Бай­рон был одним из тех людей начала XIX в., кто с осо­бенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбо­нариев, и в своих поэмах и стихах.

При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Напротив, с его именем и творчеством связывают настроение гордого индивидуализма и «ми­ровой скорби». Однако его решимость бороться в оди­ночку, даже если нет надежды победить, не ослабевает с годами, а крепнет. Это выражено в разных произведе­ниях поэта, но особенно ярко — в знаменитом стихо­творении «Из дневника в Кефалонии», известном рус­скому читателю в великолепном переводе А. Блока.

Последний год своей жизни поэт посвящает учас­тию в освободительной войне Греции против турецко­го владычества. Здесь он и умирает от болотной лихо­радки в разгар военной службы.

В лирике Байрона, его поэмах сложился особый тип романтического героя — «байронический». Это разочарованный человек, гордо презираю­щий отвергнувшее его общество и мстящий ему. Таков, например, Конрад — персонаж «восточной поэмы» Байрона «Корсар»: «Обманут, избегаем всё сильней, / Он с юных лет уж презирал людей / И, гнев избрав вен­цом своих утех, / Зло нескольких стал вымещать на всех...» (перевод — А. Оношкович-Яцына).

Самый известный герой поэзии Байрона — это, конечно, Чайльд Гарольд. В одно утро 1812 г., «сразу после выхода в свет первых двух песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрон, по его собственному признанию, «проснулся и узнал, что знаменит».

Громкая слава поэта была заслужена не только со­зданием образа «угрюмого, томного» (Пушкин), разо­чарованного аристократа, покинувшего свою родину Англию и пустившегося в путешествие по разным стра­нам. Байрон создает здесь новый жанр лироэпической поэмы, где движение сюжета определяется не только внешним действием — путешествием, но прежде всего мыслями и чувствами поэта. Если в первых песнях го­лос автора, его эмоции почти сливаются с образом и чувствами Гарольда, то постепенно лирическое «я» по­эта, взволнованного и пытливого, сочувствующего и негодующего, теснит на второй план образ неизменно скучающего персонажа. Яркие пейзажи Средиземно­морья, красочные описания Испании и Греции, Порту­галии и Италии составляют выразительный контраст обличительным картинам социальных и политических бедствий.

Поэма пронизана пафосом свободолюбия и тем ро­мантическим максимализмом, который помог Байро­ну «много душ спасти от компромисса», как сказал В.Г. Белинский.