Анатоль франс
Анатоль Франс (1844-1924) - известный французский писатель. Писатель родился в семье книготорговца и букиниста, частыми гостями которого были самые выдающиеся представители литературного Парижа. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» (1885), «Пьер Нозьер» (1899), «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету» (1922). В 1860-е годы Франс вошел в круг парнасцев. В 1896 г. был избран во Французскую Академию.
В начале 1900-х г. сблизился с социалистами, с восторгом принял революцию 1905 - 1907 гг. в России и сожалел о её поражении. С тех пор тема революции стала основной в его творчестве. Он горячо приветствовал большевистскую Октябрьскую революцию 1917, а в начале 1920-х годов был в числе тех, кто поддержал созданную во Франции коммунистическую партию. К концу жизни Франс достиг апогея славы, и его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей, как французских, так и иностранных.
В 1921 г. был удостоен Нобелевской премии.
В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» (1897-1901) — сатирическом обозрении Франции конца 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) — антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут», 1912, о Великой французской революции.
Первый сборник «Золотые поэмы» (1873) и стихотворная драма «Коринфская свадьба» (1876) определили его репутацию хорошего, но лишенного оригинальности поэта. Подлинную славу принес ему роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), написанный от лица старого и чудаковатого профессора: на страницах романа возникает образ первого чисто франсовского героя — бескорыстного ученого, который стремится уйти от пошлости окружающего мира в старинные рукописи и книги. Нерастраченные чувства одинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодой девушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности. Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамью подсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, где вдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. В 1890 появилась «Таис», в которой Франс показал себя блестящим мастером исторической прозы: в его романе воссоздана Александрия начала нашей эры, где сталкиваются два мира в лице христианского догматика-аскета Пафнутия и прекрасной язычницы — актрисы Таис. В «Харчевне королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждениях господина Жерома Куаньяра» (1893) Франс обращается к эпохе Просвещения. Обе книги объединены образом его любимого героя — аббата Куаньяра. Сначала о своем учителе рассказывает наивный и скромный сын трактирщика Жак Турнеброш, который после множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит «тихую пристань» в книжной лавке, где и пишет свои мемуары. Во второй части собраны и систематизированы мнения Куаньяра по различным вопросам. Главное в обеих книгах — философия аббата, который превыше всего ставит жизнерадостную мудрость Эпикура и святого Франциска Ассизского. Сборники новелл «Перламутровый ларец» (1892) и «Колодезь святой Клары» (1895) свидетельствуют о тяготении Франса к средневековым легендам и историческим хроникам, под которые он искусно стилизует свое повествование. В «Красной лилии» (1894), первом романе на современный сюжет, описывается история страстной любви на фоне Флоренции, тогда как «Сад Эпикура» (1894) содержит философские размышления о счастье, достижимом лишь при сочетании чувственных и интеллектуальных наслаждений. Четыре тома «Литературной жизни» (1888-1894) определили принадлежность Франса к импрессионистической критике, основанной на «впечатлении» и не претендующей на «объективность»: все точки зрения относительны, поэтому эстетика представляет собой «воздушный замок», а главной задачей критика является самовыражение — «рассказ о похождениях души среди шедевров».
После избрания в 1896 во Французскую Академию Франс начал публиковать «Современную историю» (1897-1901), которая состоит из четырех романов: «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин Бержере в Париже» (1901). Тетралогия считается вершиной сатирического мастерства писателя. Центральный ее персонаж — профессор Бержере — принадлежит к излюбленному Франсом типу скептика и чудака, влюбленного в старинные книги и не принимающего окружающую его действительность. Первые три тома повествуют о его жизни в провинции, где он становится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных с перевыборами префекта и назначением епископа. В четвертой книге, посвященной столичной жизни профессора, изображена целая галерея деятелей армии и церкви, а также монархических заговорщиков из среды золотой молодежи и светских дам, плетущих интриги в своих будуарах. «Мыслящий герой» постепенно избавляется как от своих иллюзий, так и от социальной апатии, открыто выступив в защиту Дрейфуса.
В начале 1900-х годов Франс сблизился с социалистами — отражением его искреннего интереса к идеям переустройства мира стал сборник эссе «К лучшим временам» (1906). В «Деле Кренкебиля» (1901) центральной становится проблема правосудия, которое превращается в пародию, когда речь идет о судьбе людей бедных и невежественных. Франс печатает в «Юманите» — газете Жореса — утопический роман «На белом камне» (1904). С восторгом встретив русскую революцию 1905-1907, он был потрясен ее поражением. Тема революции становится одной из главных в творчестве писателя, который приходит к мысли об извечном «круговороте истории»: в мире все повторяется, и любой прогресс является иллюзорным.
В романе «Остров пингвинов» (1908) в гротескно-карикатурной форме пародируется история Франции: окрещенные по ошибке глупые птицы были превращены в людей, и их эволюция повторила все преступления, совершенные по ходу развития человеческой цивилизации. В романе «Боги жаждут» (1912), посвященном Великой французской революции, отвергаются любые формы насилия: главный герой книги, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами и готов на любую жертву ради торжества революционной идеи, но, в конечном счете, превращается в жестокого фанатика.
В 1914 появляется «Восстание ангелов» — фантастический роман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с гиперболизованной фантастикой (изображение ангельского воинства) и идиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тиранией Иеговы, спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Они обретают облик людей, смешиваются с ними и успешно готовят восстание. Но их вождь Люцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол и превратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается быть предводителем мятежных ангелов. Парадоксальное смешение небесного и земного, «богохульное» сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа в список книг, запрещенных Католической церковью.
В начале Первой мировой войны Франс выпустил книгу «На славном пути» (1915), которая отличалась патриотическим и антинемецким духом, но уже через год стал ярым пацифистом и противником милитаризма.
- “Фауст”: книга всей жизни
- Тема 5.
- Тема 6.
- Перси биши шелли
- Вальтер скотт
- Эрнст теодор амадей гофман
- Виктор гюго
- Эдгар по
- Тема 7.
- Фредерик стендаль
- Оноре де бальзак
- Уильям мейкпис теккерей
- Шарлотта бронте (1816—1855)
- Эмили бронте (1818 — 1848)
- Энн бронте (1820 — 1849)
- Генрих гейне
- Уолт уитмен
- Реализм в искусстве
- Тема 8.
- Ги де мопассан
- Эмиль золя
- Анатоль франс
- Ромен роллан
- Шарль бодлер (1821-1867)
- Артюр рембо (1854-1891)
- Морис метерлинк
- Эмиль верхарн
- Генрик ибсен
- Томас гарди
- Оскар уайльд
- Редьярд киплинг
- Бернард шоу
- Джон голсуорси
- Марк твен
- Джек лондон
- Теодор драйзер
- Тема 9.
- Тема 10.