logo
slp 2011

Вопросы для подготовки к зачету по всему курсу

  1. Социокультурная ситуация 90-х годов. Особенности литературного процесса на современном этапе.

  2. Концепции современной литературы М.Эпштейна и Д.С.Лихачева. Современная русская литература в оценке критики.

  3. Основные черты неоклассической прозы.

  4. Деревенская проза на современном этапе. Споры о деревенской прозе в современной критике. Идейно-художественное своеобразие современной прозы о деревне (на примере 1 произведения).

  5. Социальные и нравственные проблемы в произведениях В.Распутина «Изба», «В ту же землю», «Дочь Ивана, Мать Ивана».

  6. Проблематика и художественное своеобразие романа В.Астафьева «Прокляты и убиты».

  7. Современная проза о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие (на примере 1 произведения).

  8. Афганская и чеченская война в современной литературе (на примере одного произведения).

  9. Философическая ветвь неоклассической прозы (Бежин Л. «Калоши счастья», «Приватный наблюдатель», Кантор В. «Записки из полумертвого дома», Малецкий Ю. «Физиология духа» - на примере 1 произведения).

  10. Религиозная тема в современной русской прозе (на примере 1 произведения).

  11. Социально-нравственная проблематика в произведениях современной неореалистической прозы. Изображение деформации современного общества в произведениях Ю.Бондарева, В.Астафьева, А.Проханова и др. (на примере 1 произведения).

  12. Концепция русской истории в произведениях современной прозы (на примере 1 произведения).

  13. Двучастные рассказы А.С.Солженицына: проблематика и художественное своеобразие.

  14. Публицистика А.С.Солженицына постсоветского периода.

  15. Основные черты условно-метафорической прозы. Линии развития этой прозы (общая характеристика).

  16. Социальное течение в условно-метафорической прозе (на примере романа В.Рыбакова «Не успеть»).

  17. Антиутопии конца ХХ века. Особенности сюжета, композиции, авторского стиля (на примере 1-2-х произведений)

  18. Философское течение в условно-метафоричской прозе (на примере 1 произведения).

  19. Творческий путь А.Кима.

  20. Женская проза рубежа ХХ-ХХ1 вв. Споры о женской прозе в современной критике.

  21. «Женская тема» в творчестве Л.Улицкой, В.Токаревой, Т.Щербаковой, М.Палей, М.Юденич, Е.Вильмонт (на примере 1 произведения).

  22. Творческий путь Т.Толстой: рассказы, роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.

  23. Массовая литература как историко-культурная проблема. Жанрово-тематические модели массовой литературы.

  24. Современный «дамский роман» (произведения М.Мареевой, Н.Левитиной и др. – на примере 1 произведения).

  25. Многообразие современного отечественного детектива: Б.Акунин, Д.Корецкий, Д.Донцова, А.Маринина, П.Дашкова, А.Бушков и др. – на примере 1 произведения.

  26. Причины возникновения «другой прозы» и ее основные черты.

  27. «Историческое» течение «другой прозы (М.Кураев «Капитан Дикштейн», «Ночной дозор»).

  28. «Натуральное» течение «другой прозы». Генетические корни этого течения. Соотношение героя и среды в «натуральной» прозе (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).

  29. Основные черты литературы «иронического авангарда» (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).

  30. «Зона» как социальное и психологическое явление (на примере произведений В. Смирнова, Г. Пасько, А. Цыганова, Ю. Буйды – одно произведение по выбору).

  31. Постмодернизм как литературное направление, философия, особое состояние общества. Типологические признаки литературного постмодернизма.

  32. Постмодернизм в русской литературе (основные черты). Отличие русского постмодернизма от западного. Классификация постмодернистских произведений в современной критике.

  33. Поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки» как пратекст русского постмодернизма.

  34. Преломление постмодернистских принципов в произведениях Ф. Эрскина, Е.Попова, М.Харитонова, А. Королева, Д.Галковского, В. Шарова, Д. Быкова, Ю.Полякова (на примере произведений 2-3-х авторов).

  35. Творческий путь А.Битова. Постмодернистские тенденции в романе «Пушкинский Дом». Роман «Оглашенные». Человек и природа в контексте культуры (на примере 1 произведения).

  36. Творчество В.Пелевина. Экзистенциальная проблематика повести «Жизнь насекомых». Деконструкция социалистических ценностей в повестях «Омон Ра» и «Желтая стрела» (на примере 1 произведения).

  37. Философская основа романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота», его поэтика.

  38. Парадокс в системе художественных приемов в творчестве В.Сорокина.

  39. Поздняя лирика Ю.Кузнецова. Проблематика и художественное своеобразие.

  40. Творчество поэтов-традиционалистов

  41. Неоакмеизм в современной поэзии.

  42. Творческие поиски молодых поэтов, представителей современного постмодернизма, их художественные обретения и потери.

  43. Поэзия концептуалистов.

  44. Поэзия «куртуазных маньеристов».

  45. Пути развития современной рок-поэзии.

  46. Реалистическая драма на современном этапе.

  47. Драматургия «новой волны» и постмодернистская драматургия (А.Образцов, М.Угаров и др.).

  48. Драматургия Н.Коляды. Проблематика и художественное своеобразие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2