Вопросы для подготовки к зачету по всему курсу
-
Социокультурная ситуация 90-х годов. Особенности литературного процесса на современном этапе.
-
Концепции современной литературы М.Эпштейна и Д.С.Лихачева. Современная русская литература в оценке критики.
-
Основные черты неоклассической прозы.
-
Деревенская проза на современном этапе. Споры о деревенской прозе в современной критике. Идейно-художественное своеобразие современной прозы о деревне (на примере 1 произведения).
-
Социальные и нравственные проблемы в произведениях В.Распутина «Изба», «В ту же землю», «Дочь Ивана, Мать Ивана».
-
Проблематика и художественное своеобразие романа В.Астафьева «Прокляты и убиты».
-
Современная проза о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие (на примере 1 произведения).
-
Афганская и чеченская война в современной литературе (на примере одного произведения).
-
Философическая ветвь неоклассической прозы (Бежин Л. «Калоши счастья», «Приватный наблюдатель», Кантор В. «Записки из полумертвого дома», Малецкий Ю. «Физиология духа» - на примере 1 произведения).
-
Религиозная тема в современной русской прозе (на примере 1 произведения).
-
Социально-нравственная проблематика в произведениях современной неореалистической прозы. Изображение деформации современного общества в произведениях Ю.Бондарева, В.Астафьева, А.Проханова и др. (на примере 1 произведения).
-
Концепция русской истории в произведениях современной прозы (на примере 1 произведения).
-
Двучастные рассказы А.С.Солженицына: проблематика и художественное своеобразие.
-
Публицистика А.С.Солженицына постсоветского периода.
-
Основные черты условно-метафорической прозы. Линии развития этой прозы (общая характеристика).
-
Социальное течение в условно-метафорической прозе (на примере романа В.Рыбакова «Не успеть»).
-
Антиутопии конца ХХ века. Особенности сюжета, композиции, авторского стиля (на примере 1-2-х произведений)
-
Философское течение в условно-метафоричской прозе (на примере 1 произведения).
-
Творческий путь А.Кима.
-
Женская проза рубежа ХХ-ХХ1 вв. Споры о женской прозе в современной критике.
-
«Женская тема» в творчестве Л.Улицкой, В.Токаревой, Т.Щербаковой, М.Палей, М.Юденич, Е.Вильмонт (на примере 1 произведения).
-
Творческий путь Т.Толстой: рассказы, роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.
-
Массовая литература как историко-культурная проблема. Жанрово-тематические модели массовой литературы.
-
Современный «дамский роман» (произведения М.Мареевой, Н.Левитиной и др. – на примере 1 произведения).
-
Многообразие современного отечественного детектива: Б.Акунин, Д.Корецкий, Д.Донцова, А.Маринина, П.Дашкова, А.Бушков и др. – на примере 1 произведения.
-
Причины возникновения «другой прозы» и ее основные черты.
-
«Историческое» течение «другой прозы (М.Кураев «Капитан Дикштейн», «Ночной дозор»).
-
«Натуральное» течение «другой прозы». Генетические корни этого течения. Соотношение героя и среды в «натуральной» прозе (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).
-
Основные черты литературы «иронического авангарда» (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).
-
«Зона» как социальное и психологическое явление (на примере произведений В. Смирнова, Г. Пасько, А. Цыганова, Ю. Буйды – одно произведение по выбору).
-
Постмодернизм как литературное направление, философия, особое состояние общества. Типологические признаки литературного постмодернизма.
-
Постмодернизм в русской литературе (основные черты). Отличие русского постмодернизма от западного. Классификация постмодернистских произведений в современной критике.
-
Поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки» как пратекст русского постмодернизма.
-
Преломление постмодернистских принципов в произведениях Ф. Эрскина, Е.Попова, М.Харитонова, А. Королева, Д.Галковского, В. Шарова, Д. Быкова, Ю.Полякова (на примере произведений 2-3-х авторов).
-
Творческий путь А.Битова. Постмодернистские тенденции в романе «Пушкинский Дом». Роман «Оглашенные». Человек и природа в контексте культуры (на примере 1 произведения).
-
Творчество В.Пелевина. Экзистенциальная проблематика повести «Жизнь насекомых». Деконструкция социалистических ценностей в повестях «Омон Ра» и «Желтая стрела» (на примере 1 произведения).
-
Философская основа романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота», его поэтика.
-
Парадокс в системе художественных приемов в творчестве В.Сорокина.
-
Поздняя лирика Ю.Кузнецова. Проблематика и художественное своеобразие.
-
Творчество поэтов-традиционалистов
-
Неоакмеизм в современной поэзии.
-
Творческие поиски молодых поэтов, представителей современного постмодернизма, их художественные обретения и потери.
-
Поэзия концептуалистов.
-
Поэзия «куртуазных маньеристов».
-
Пути развития современной рок-поэзии.
-
Реалистическая драма на современном этапе.
-
Драматургия «новой волны» и постмодернистская драматургия (А.Образцов, М.Угаров и др.).
-
Драматургия Н.Коляды. Проблематика и художественное своеобразие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Цели освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре ооп вуза
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. Общая характеристика современного литературного процесса.
- Тема 8. Другая проза.
- Практическое занятие №1. Позднее творчество в.Распутина (по рассказам «Изба», «в ту же землю…» и повести «Дочь Ивана, мать Ивана»)
- Практическое занятие №2.
- Рассказ на современном этапе (на примере рассказа а.Цветкова «Герой рабочего класса»)
- Практическое занятие №4. Поздние рассказы а.Солженицына
- Практическое занятие № 5. «Когда пробьет последний час природы»: антиутопия конца хх века
- Практическое занятие № 6. Творчество а.Кима
- Практическое занятие №7 Массовая литература конца хх века
- Практическое занятие №8 Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» как пратекст русского постмодернизма. Проблема интертекста.
- Практическое занятие №9 Творчество т.Толстой в контексте русского постмодернизма
- Практическое занятие №10. Поэтический мир Юрия Кузнецова
- Практическое занятие № 11. Творчество современных постмодернистских поэтов
- Практическое №12. Драматургия на современном этапе
- Критерии оценок на экзамене:
- Основные требования к оформлению реферата.
- Учебно-методическое обеспечение Основная литература
- Дополнительная литература
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
- Вопросы для подготовки к зачету по всему курсу
- Список художественной литературы для обязательного чтения
- Примерная тематика реферативных работ.