logo
slp 2011

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

«Современный литературный процесс» является одной из историко-литературных дисциплин, изучаемых в высших школах. Курс представляет собой отраслевую научную и учебную дисциплину, методологическая база которой строится на «Введении в литературоведение», «Истории русской литературы», современной отечественной истории, «Истории мировой культуры», «Культурологи». Преподавателю следует владеть основами этих знаний, чтобы иметь возможность строить занятия с учетом междисциплинарных связей. Для расширения познавательных возможностей необходимо приветствовать попытки студентов соединять исторические и культурологические знания при освоении данного предмета.

Основные рекомендации преподавателю, работающему с данной программой сводятся к следующему.

Преподаватель должен четко формулировать задачи, которые предстоит научиться решать студентам после изучения соответствующего материала. Важно создать в аудитории атмосферу доброжелательности, использовать эффективные дидактические приемы, которые способствуют формированию у обучаемых желание делать самостоятельные выводы и обобщения, обмениваться мнениями. Творчески подходить к выбору активных методов и средств обучения, таких как коллоквиумы, дискуссии. Полезно предлагать студентам реконструировать события современной литературы, провести сравнительный анализ исторических и литературных событий.

Необходимо учитывать индивидуальные интеллектуальные способности студентов, обучать так, чтобы они осознавали важность приобретаемых знаний по дисциплине. Сообщать не только актуальные, но и опережающие знания, новые исторические парадигмы. Активно приобщать и всячески стимулировать студентов за проявление самостоятельности, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Особое внимание следует уделять использованию новых информационных технологий, интернет- ресурсов, современных мультимедийных средств на учебных занятиях. Существенно повысят качество обучения электронные интерактивные обучающие пакеты с набором заданий для самоконтроля, которые могут использоваться как на аудиторных занятиях, так и при дистанционном обучении, существенно повысят качество обучения.

Важно использовать воспитательный потенциал дисциплины. Идеологию занятий надо строить так, чтобы они способствовали трансляции социокультурного опыта, социализации личности студента, формировали профессиональные ценности и профессиональное мировоззрение.

Методические указания для студентов

Глубокое и прочное усвоение учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной русской литературы» предполагает активную деятельность студента как в аудитории, так и при самостоятельной работе. Чтобы сделать процесс освоения знаний более эффективным, студентам необходимо посещать все виды аудиторных занятий и рационально использовать отведенное учебное время. Следовать рекомендациям и установкам преподавателя, а также его требованиям. Систематически и регулярно заниматься дома. При необходимости обращаться за консультацией к преподавателю.

Специфика дисциплины и ограниченное количество аудиторных часов в учебном плане обуславливает особое значение самостоятельной работы студента для написания курсовых и дипломных работ, докладов и рефератов, выполнения самостоятельных и контрольных работ, индивидуальных творческих заданий. Выносимые на самостоятельное выполнение виды работ направлены на закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на аудиторных занятиях. Они дают возможность для самореализации, развития творческого потенциала, прививают навыки исследовательской работы.

Учебной литературой дисциплина обеспечена не в полном объеме. Большой поток публикаций по «Актуальным проблемам современной русской литературы» не содержит фундаментальных учебников, отражает темы дисциплины фрагментарно, что вызывает необходимость активно использовать журнальную и газетную периодику, Интернет-ресурсы.

Осваиваемая учебная дисциплина динамично развивается, поэтому пристально следите за новой литературой. Не ограничивайтесь только легко доступными публикациями. Пользуйтесь Интернет – ресурсами и МБА. Соединяйте знание иностранного языка с изучением профильной иностранной литературы. Обращайтесь к дипломным работам, выполненным на кафедре современной русской литературы и журналистики, а также к картотеке, находящейся на кафедре. Полезно использовать литературу по смежным дисциплинам.

На подготовку к экзамену учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов в количестве 32 ч., куда входит ведение читательских дневников, дополнительная проработка материалов, рекомендуемых к изучению во время подготовки к практическим занятиям и срс, а также индивидуальные консультации перед экзаменом.

очная форма

раздел

Тема,

Всего часов

Задания для самостоятельной работы

Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля

Литературный процесс на современном этапе.

2

конспект статей М. Эпштейна, Д.С. Лихачева, Н. Лейдермана, С. Чупринина.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка конспектов

Литературный процесс как теоретико-литературное понятие.

2

Для самостоятельного изучения: Феномен современной литературной критики: на грани литературы и литературоведения. Опыты художественой критики. Своеобразие критических опытов А. Жолковского, Вл.Новикова, А. Битова, П. Вайля., А. Гениса

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка конспектов

«Возвращенная» русская и зарубежная литература.

4

самостоятельное изучение тем

«Творчество А. Рыбакова»,

«Творчество В. Гроссмана»

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Литература

русского зарубежья в современном литературном процессе

4

Самостоятельное изучение темы «Третья волна русской эмиграции как социокультурное явление», написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Творческая судьба А. Солженицына, его роль в литературном процессе конца ХХ - начале ХХI вв.

4

Самостоятельное изучение темы «Поздняя публицистика А. Солженицына», написание реферата.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Неоклассическая проза.

4

Концепция русской истории в современной литературе (Балашов Д. ,

Сегень А.,

Личутин В.,

Васильев Б.).

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Условно-метафорическая проза.

4

Самостоятельное изучение темы «Ироничная проза Вяч.Пьецуха».

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Другая проза.

4

Творческий путь одного из представителей другой прозы на выбор. Анализ знакового произведения, написание

реферат.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Женская проза.

4

Самостоятельное изучение темы «Феномен женской прозы» (творческий путь одной из представительниц на выбор), написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Модернизм

4

выполнение тестов, контрольных работ.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Постмодернизм

4

Самостоятельное изучение темы «Творческий путь А. Битова», «Творческий путь В. Пелевина», Конспекты.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Современная массовая литература.

4

Самостоятельное изучение тем: «Современная документальная литература». «Литература non-fiction». «Серия «ЖЗЛ». Жанр беллетризованной биографии.»

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Современная русская поэзия

2

Самостоятельное изучение темы «Поэтическая версия русского постмодернизма – концептуальная поэзия. Феномен Дмитрия Александровича Пригова»,

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Пути развития современной рок-поэзии

2

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка рефератов

Русский драматический постмодерн.

2

сопоставительный анализ пьес (2 автора на выбор)

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Драматургия «новой волны»

2

Самостоятельное изучение темы «Поэтика пьес Л. Петрушевской».

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

очно-заочная форма

раздел

Тема,

Всего часов

Задания для самостоятельной работы

Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля

Литературный процесс на современном этапе.

4

конспект статей М. Эпштейна, Д.С. Лихачева, Н. Лейдермана, С. Чупринина.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка конспектов

Литературный процесс как теоретико-литературное понятие.

4

Для самостоятельного изучения: Феномен современной литературной критики: на грани литературы и литературоведения. Опыты художественой критики. Своеобразие критических опытов А. Жолковского, Вл.Новикова, А. Битова, П. Вайля., А. Гениса

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка конспектов

«Возвращенная» русская и зарубежная литература.

4

самостоятельное изучение тем

«Творчество А. Рыбакова»,

«Творчество В. Гроссмана»

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Литература

русского зарубежья в современном литературном процессе

4

Самостоятельное изучение темы «Третья волна русской эмиграции как социокультурное явление», написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Творческая судьба А. Солженицына, его роль в литературном процессе конца ХХ - начале ХХI вв.

4

Самостоятельное изучение темы «Поздняя публицистика А. Солженицына», написание реферата.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Неоклассическая проза.

6

Концепция русской истории в современной литературе (Балашов Д. ,

Сегень А.,

Личутин В.,

Васильев Б.).

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Условно-метафорическая проза.

6

Самостоятельное изучение темы «Ироничная проза Вяч.Пьецуха».

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Другая проза.

6

Творческий путь одного из представителей другой прозы на выбор. Анализ знакового произведения, написание

реферат.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Женская проза.

4

Самостоятельное изучение темы «Феномен женской прозы» (творческий путь одной из представительниц на выбор), написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Модернизм

6

выполнение тестов, контрольных работ.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Постмодернизм

6

Самостоятельное изучение темы «Творческий путь А. Битова», «Творческий путь В. Пелевина», Конспекты.

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Современная массовая литература.

4

Самостоятельное изучение тем: «Современная документальная литература». «Литература non-fiction». «Серия «ЖЗЛ». Жанр беллетризованной биографии.»

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Современная русская поэзия

4

Самостоятельное изучение темы «Поэтическая версия русского постмодернизма – концептуальная поэзия. Феномен Дмитрия Александровича Пригова»,

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Пути развития современной рок-поэзии

4

написание реферата

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка рефератов

Русский драматический постмодерн.

4

сопоставительный анализ пьес (2 автора на выбор)

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

Драматургия «новой волны»

4

Самостоятельное изучение темы «Поэтика пьес Л. Петрушевской».

самостоятельный подбор с опорой на списки рекомендованной и дополнительной литературы, а также Интернет-источники

проверка читательских дневников, конспектов, рефератов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1