24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
Одна из самых важных для русского Просвещения фигур – Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768). Им руководила идея служения родной литературе и науке. Его судьба характерна для времени, но и трагична: страстный искатель знания, филолог-эрудит, активный переводчик, теоретик-создатель трактов об орфографии и риторике, работ по теории и истории литературы, преобразователь русского стихосложения, Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Замечательны работы Ломоносова по теории литературы и языкознанию. Из первых центральная - «Риторика», из вторых –«Российская грамматика» - первое научное описание и систематическое изучение живого русского языка; она легла в основу всех дальнейших грамматических работ в России. Литературный классицизм получил завершение в творчестве Александра Петровича Сумарокова (1717-1777). Если ломоносовский стиль отличало «великолепие», роднившее его с барокко, то поэтика Сумарокова трезвая и деловая, требование простоты, естественности и ясности поэтического языка звучит и в его трактатах, и в поэтической практике В целом судьба Сумарокова была связана с историей русского театра. Организатор и директор петербургского, а потом и московского театра, он был создателем русской трагедии.Трагедия Сумарокова необычайно проста и статична по композиции и ее героями обязательно являются цари, князья, вельможи – и это приметы классицизма, но действующие лица в ней ясно делятся на добродетельных и порочных, герои часто обращаются в зал с моральными сентенциями и целыми рассуждениями о политике и морали; развязки в трагедиях в основном счастливые – а все эти особенности характерны для новой драмы. Философия и идеология трагедий Сумарокова вполне укладывается в рамки классицизма: разум строит общество и правильные отношения в нем;люди, ведомые страстями, чужды разуму и чести, и лишь преодоление страстей дает право человеку управлять людьми(«Мстислав»). 17) Ода Державина «Бог». Приёмы построения религиозно-философской концепции
Оду «Бог» Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющее впечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мир простого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно-пронзительно. Если воспользоваться словом Ломоносова, эти стихи воспевали «божие величество» в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не быть кощунственной. Неслучайно ода «Бог» вызвала протесты церковников. Это стихотворение переведено на многие языки мира. Без лиц, в трех лицах божества, Державин пояснял: «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, т. е.: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает».В статье <О лиризме наших поэтов> Гоголь, говоря о некоторых стихотворениях Ломоносова, Державина, Пушкина, Языкова, писал: <Наши поэты видели всякий высокий предмет в его законном соприкосновении с верховным источником лиризма - Богом, одни сознательно, другие бессознательно>. <Я есмь - конечно, есть и Ты!> - воскликнет Державин в своей знаменитой оде <Бог>. Глубоким религиозным чувством одушевлена эта ода, где поэтические образы - определение свойств Творца - не посягают на христианскую догматику. Бог, земная судьба человека и вечность, смысл бытия - об этих тайнах много размышляет поэт. Не может умереть дух - сущий, непостижимый, живущий внутри и вне человека.Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения – антитетичность). Идея в этой оде развивается следующим образом:1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека;2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута; 3) человек – центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек – стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ – МИР – Я (ты) (мы). Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог – первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает...”. Образы здесь крайне эмблематичны и символичны .
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)