logo
георгиевский

8) Русская иконопись на жития святых

Иконопись - это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник видит, а некий прототип, которому он должен следовать.

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную живопись. Книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство; с другой -- живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета.

Все иконы пишутся по определенным канонам. Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: - используется особая система изображения пространства; - в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия; - все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией;

- Нет определённого источника освещения, отсутствуют падающие тени, объём в иконе создаётся с помощью особой штриховки или тона; - стилизуются пропорции человеческого тела, стилизуются складки одежд, архитектура; - используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.

Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

Представители русской иконописи: Феофан Грек (1340 - 1410) - учитель Андрея Рублева. Родился в Византии, до приезда на Русь работал в Константинополе. Им написаны знаменитые иконы: Богоматерь Донская - согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве и других знаменитых сражениях; Преображение.

Андрей Рублёв (1340/1350 - 17.10.1428) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи. Дошедшие до нас иконы: «Троица», «Апостол Павел», «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение» , «Вход в Иерусалим».

Дионисий (ок. 1440 - 1502) - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Среди дошедших до нашего времени икон известны:, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Распятие», «Спас в силах» и житийные иконы митрополитов Петра и Алексея. Житийные иконы писались на Руси с древнейших времен. Но лишь при Дионисии они приобрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.

Житийная икона является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах - эпизоды из его жития. Клейма четко отделяются друг от друга. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ.

В верхнем ряду рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явлениям после смерти. Обычно святые в иконе изображаются в одеяниях. Одеяния - это определенный знак: различаются ризы святительские, священнические, апостольские, царские, монашеские, то есть соответственные каждому чину. Реже тело представлено обнаженным. Например, Иисуса Христа изображают обнаженным в страстных сценах, В композиции «Богоявление», «Крещение». Святых также изображают нагими в сценах мученичества. В данном случае обнаженность - это знак полной отданности Богу. Обнаженными и полуобнаженными нередко изображают аскетов, столпников, пустынников, юродивых. Но есть и противоположная группа персонажей - грешники, которых изображают нагими в композиции «Страшный Суд», их нагота - это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своей наготы и попытался спрятаться от Бога. Нагим человек приходит в мир, нагим уходит из него, незащищенным предстает он и в день судный.