37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Реализм (в литературе и искусстве) принимает конкретные формы определённых творческих методов , критический Реализм (в литературе и искусстве), социалистический Реализм (в литературе и искусстве) Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни – школам, направлениям, стилям. Главные направления можно обозначить так:
• от сентиментализма к романтизму (1800-1825 гг.)
• от романтизма к реализму (1826 – середина столетия)
• расцвет реализма (1856-1881)
• переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)
• 90-е годы уже рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х гг.)
Признаки реализма:
Социализация
«Правда» искусства
Обращение к истории (историзм). Реалист – исследователь
Психологичность
Русский реализм 19 века сохраняет черты литературы 18 века.
Русскую литературу в целом определяют:
Гуманистичность
Патриотизм
Свободолюбие
Сатиричность
Русский реализм определяют:
Историческая конкретность
Народность
Правдивость
Психологизм
В России периода реализма – смешение буржуазии и феодализма.
Отличительные черты русского реализма:
Сатирическая направленность
Проблема народа – центральная
Демократизм литературы
Литература – ведущая форма проявления общественного сознания
Очень тесная связь с политикой – в отличие от европейской литературы
Высокая идейная направленность
Тема личности. Тема родины.
Русский реализм – стремление к преображению мира. Европейский – создать художественное описание современности.
Русский реализм – синкретичный. Тесная связь с предыдущими эпохами, другими направлениями.
Первая половина 19 века – становление реализма. Тесная связь с романтизмом.
Второй этап – реализм натуральной школы (Белинский)
Правда жизни неотделима от житейского правдоподобия и объективности изображения.
Главное внимание – не внутренняя анатомия социального порока, но его последствия для общества.
Появляется физиологический очерк – депоэтизация мира.
Исследование человека определённого социального слоя, т. к. именно этим человек и интересен.
Натуралистическая школа.
Рационализм
Схематичность.
Произведениям этих авторов не хватало естественности, свободы развития характеров.
Вторая половина 19 века – классическая стадия развития русского реализма. Творчество писателей неоднородно. Россия приближалась к общеевропейскому направлению развития искусства. В это время существовало 3 вида реализма:
• Типический реализм. Тургенев, гончаров, Островский.
Две основные черты реализма этого времени
• установка на создание типичных, конкретно-исторических характеров, которые отражают существенные черты эпохи.
• Установка на объективность. Стремление воссоздать жизнь в её естественном течении и жизнеподобных формах. Проблема создания типичных характеров - как проблема преодоления случайного во имя общего. Торжество социально-исторической закономерности над эмпирической реальностью. Эмпирика – ощущения.
Любое превращение образа в тип имеет свои границы. Риск создать систему.
Эту тенденцию преодолевает Тургенев. В сюжетах романов он обнаруживает несводимость человека к типологической формуле.
• Сверхтипический реализм. Достоевский, Толстой. Главная задача – добраться до корней человеческих поступков, до первопричин психологических, социальных, духовно-нравственных., наблюдаемых и воссоздаваемых процессов и явлений. Очень сильное аналитическое начало в этом типе реализма.
• Атипический реализм. А.П. Чехов. Пристальное внимание к мелочам жизни. Стремление разобраться в путанице и бессмысленности современной действительности. В его произведениях (малых жанрах) ярко видна атмосфера неблагополучия. Выявляется степень готовности ряда людей, представителей разных слоёв общества к духовно-нравственному пробуждению и личностному самосознанию.
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)