logo
георгиевский

37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)

Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Реализм (в литературе и искусстве) принимает конкретные формы определённых творческих методов , критический Реализм (в литературе и искусстве), социалистический Реализм (в литературе и искусстве) Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни – школам, направлениям, стилям. Главные направления можно обозначить так:

• от сентиментализма к романтизму (1800-1825 гг.)

• от романтизма к реализму (1826 – середина столетия)

• расцвет реализма (1856-1881)

• переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)

• 90-е годы уже рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х гг.)

Признаки реализма:

Социализация

«Правда» искусства

Обращение к истории (историзм). Реалист – исследователь

Психологичность

Русский реализм 19 века сохраняет черты литературы 18 века.

Русскую литературу в целом определяют:

Гуманистичность

Патриотизм

Свободолюбие

Сатиричность

Русский реализм определяют:

Историческая конкретность

Народность

Правдивость

Психологизм

В России периода реализма – смешение буржуазии и феодализма.

Отличительные черты русского реализма:

Сатирическая направленность

Проблема народа – центральная

Демократизм литературы

Литература – ведущая форма проявления общественного сознания

Очень тесная связь с политикой – в отличие от европейской литературы

Высокая идейная направленность

Тема личности. Тема родины.

Русский реализм – стремление к преображению мира. Европейский – создать художественное описание современности.

Русский реализм – синкретичный. Тесная связь с предыдущими эпохами, другими направлениями.

Первая половина 19 века – становление реализма. Тесная связь с романтизмом.

Второй этап – реализм натуральной школы (Белинский)

Правда жизни неотделима от житейского правдоподобия и объективности изображения.

Главное внимание – не внутренняя анатомия социального порока, но его последствия для общества.

Появляется физиологический очерк – депоэтизация мира.

Исследование человека определённого социального слоя, т. к. именно этим человек и интересен.

Натуралистическая школа.

Рационализм

Схематичность.

Произведениям этих авторов не хватало естественности, свободы развития характеров.

Вторая половина 19 века – классическая стадия развития русского реализма. Творчество писателей неоднородно. Россия приближалась к общеевропейскому направлению развития искусства. В это время существовало 3 вида реализма:

• Типический реализм. Тургенев, гончаров, Островский.

Две основные черты реализма этого времени

• установка на создание типичных, конкретно-исторических характеров, которые отражают существенные черты эпохи.

• Установка на объективность. Стремление воссоздать жизнь в её естественном течении и жизнеподобных формах. Проблема создания типичных характеров - как проблема преодоления случайного во имя общего. Торжество социально-исторической закономерности над эмпирической реальностью. Эмпирика – ощущения.

Любое превращение образа в тип имеет свои границы. Риск создать систему.

Эту тенденцию преодолевает Тургенев. В сюжетах романов он обнаруживает несводимость человека к типологической формуле.

• Сверхтипический реализм. Достоевский, Толстой. Главная задача – добраться до корней человеческих поступков, до первопричин психологических, социальных, духовно-нравственных., наблюдаемых и воссоздаваемых процессов и явлений. Очень сильное аналитическое начало в этом типе реализма.

• Атипический реализм. А.П. Чехов. Пристальное внимание к мелочам жизни. Стремление разобраться в путанице и бессмысленности современной действительности. В его произведениях (малых жанрах) ярко видна атмосфера неблагополучия. Выявляется степень готовности ряда людей, представителей разных слоёв общества к духовно-нравственному пробуждению и личностному самосознанию.