logo
георгиевский

30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )

Родился в Казани 29 апреля (12 мая) 1907 в семье агронома. Учился в киевской студии Н. А. Прахова (1919-1922) и в Москве, в школе-студии К. П. Чемко (1923-1928), где его наставником был Д. Н. Кардовский. Жил в Москве. Писал монументально-пропагандистские панно (Мастера стахановских урожаевдля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки;Знатные люди Страны Советовдля советского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке; оба панно - 1939, не сохранились). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы Второй мировой войны (серия рисунковНе забудем, не простим!, Уголь, черная акварель, 1942, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1943; картинаНа отвоеванной земле(Встреча), Темпера, 1944-1945, там же). Завоевал известность прежде всего как художник книги - начиная с иллюстраций кЖизни Матвея КожемякинаМ. Горького (уголь, 1936, Музей А. М. Горького, Москва), которые он создавал в контакте с автором. В передаче примет времени Шмаринов безукоризненно верен жизненной правде Писал монументально-пропагандистские панно ( "Мастера стахановских урожаев", "Знатные люди Страны Советов"). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы Второй мировой войны (серия рисунков "Не забудем, не простим!", Картина "На отвоеванной земле" ( "Встреча"). Завоевал известность прежде всего как художник книги -- начиная с иллюстраций к "Жизни Матвея Кожемякина" М. Горького, которые он создавал в контакте с автором. В условиях тотального разворота к традиционализму художник обратился к «домирискуснической» стилистике времен П. П. Соколова (пользуясь той же техникой черной акварели). Впрочем, среди его консервативно-романтического традиционализма встречаются замечательные циклы, впечатляющие своим безысходным - уникальным для официального искусства тех лет - трагизмом либо бравурно-драматическим пафосом. Таковы, соответственно, рисунки к "Преступлению и наказанию" (1935-1936) и "Петру Первому" А. Н. Толстого (1940-1945). К ним примыкают и обстоятельно-историчные иллюстрации к "Войне и миру" Л. Н. Толстого (1953-1955). С переменным успехом оформлял также тексты А. С. Пушкина ( "Повести Белкина", 1937), У. Шекспира ( "Ромео и Джульетта", 1959-1960; "Двенадцатая ночь", 1964), Н. В. Гоголя ( "Тарас Бульба ", 1969) и других авторов, причем в монохромных техниках (уголь и черная акварель) всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях (Шекспир), когда применял цвет. Из поздних его произведений особую известность в период «оттепели-застоя» получили рисунки к роману Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол" (1979). Занимая пост председателя правления Московского отделения Союза художников РСФСР (1959-1961, 1966-1968, 1972-1973), заслужил репутацию осторожного либерала. Лауреат Ленинской премии 1980 (по сумме творчества). В 1989 вышла его «автомонография» "Годы жизни и работы" (1989).