logo
георгиевский

15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века

В культурологии выделяется 2 типа культуры: сотериологический (греч. soterion - спасение) и эвдемонический (греч. eudaimonia - счастье). Сотериология это направление в богословских исследованиях, посвященное описанию молитвенных и обрядовых практик, ориентированных на спасение души. Эвдемоническая жизненная установка связана с тем, что вся жизнь человека посвящена не душеспасительным действиям, а достижению материального процветания без обращения к помощи Бога. Переходом от первого ко второму в европейской истории стала эпоха Возрождения, возродившая именно пристальное внимание к земным сокровищам и предпочтение их. На Руси это совершалось гораздо позднее. И совершенно логично, что приверженцы земных сокровиш обьявили тяготение к духовному и возвышение небесного над земным косностью и отсталостью. Введением Священного Синода и уничтожением института патриаршества в 1721 г. Петр I окончательно отстранил церковь от вмешательства в прерогативы светской власти. Тем самым церковь в итоге оказалась полностью лишенной того влияния, которое она имела ранее в культурно-идеологической сфере. Официальная культура приобрела теперь подчеркнуто светский характер, что привело к новой ситуации в духовности жизни русского человека — изменилась основа его мироощущения. Осмысление предназначения человека в мире на пути спасения души (сотериологический тип культуры, свойственный средневековой эпохе) уступило место представлениям о самоценности человеческой личности, призванной утвердить свое право на счастье здесь, на земле.