logo
георгиевский

6) Музыка и поэзия.

Ода (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии и музыки. В эпоху классицизма (17—18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование "восторга") М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование "естественности" — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху романтизма слово "О." уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет ("оды" В. Гюго); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии ("Вольность" А. Н. Радищева, "Гражданское мужество" К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически ("Ода революции" В. В. Маяковского). С 17 в. в западно-европейских странах термин "О." стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).

Кто же не знает такие романсы как: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновение» на стихи Пушкина. Еще одним способом взаимодействия является опера.

Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. За основу оперы нередко ложатся литературные произведения: Руслан и Людмила – опера Михаила Глинки, Евгений Онегин – опера Петра Ильича Чайковского, «Призрак оперы» по книге Гастона Леру.

В современном мире можно часто встретить книги о композиторах, что можно так же принять как взаимодействие этих искусств. 33) Своеобразие романтизма как художественной системы

Р. – стилистически многолик и его нельзя рассматривать как некий един. худож. стиль, подобно классицизму.

Р. – широкое худ. направление, в основе которого лежал первый в истории искусства такой творческий метод, который провозглашал основным своим принципом – принцип СВОБОДЫ.

Суть Р. – в признании острого драматического неразрешенного и потому глубоко переживаемого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а под час вообще нереализуемым.

Романтическая стилистика строилась на

противоречивом сочетании двоякого рода: способах изображения действ – иронического, сатирического и гротескного; и способах идеализации человека, связан. представлениями справедливого и классического периода.

Неоднородность стиля порождало неустойчивость всей худож.системы, противоречие. сочетавшее старое и новое, отвлеченные полит. идеалы и разоблачение прозы жизни.

К середине 19 века романтическая система распалась под напором внутр. противоречий, уступив дорогу реализму. критич. реализму, сугубому реализму, а с др. стороны – эстетизму.

Выдающиеся представители романтизма в Западной Европе – лорд Байрон, Шелли, Китс. В германии – Гёте, братья Гримм, композиторы Вагнер, Гайль, Мендельсон.

В целом культура худ.романтизма оставила богатое худ.наследство, чтимое и любимое во всем мире до сих пор. 34) Романтизм в западной европе и России

РОМАНТИЗМ - (фр. Romantisme, от средневекового фр. ROMANT - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18-19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы.Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце 18 - нач. 19 вв.Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., Значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Е.А. Баратынского, Н. В. Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу 18 в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут в себе разные художественные элементы.