5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
Маленький Тургенев со своим приятелем, тёзкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у ванечки Тургенева был изумительным. Пройдёт много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в итальянской опере, всё-таки верен останется народным мотивам. Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли. Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыкальная память его вызывала изумление у современников.С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков. отрывки из произведений И. С. Тургенева.) Роман «Рудин», глава 3, со слов «Я вижу фортепьяно, – начал Рудин…» до слов «… Пандалевский кончил.» Роман «Накануне», глава 3, со слов «У Берсенёва в комнате стояло фортепьяно…» до слов «…останавливаясь и замирая на уменьшенных септимах.» Роман «Дворянское гнездо», глава 4, со слов « Я не мог найти здесь увертюру Оберона…» до слов «…и поэзия, и гармония одинаково восхитительны!..» Роман «Отцы и дети», глава 16, со слов «Катя неохотно приблизилась к фортепьяно…» до слов «…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна.»Этот эпизод читается на фоне исполняемой учителем на фортепиано «Фантазии ре минор» В. Моцарта. Роман «Дворянское гнездо», глава 34, со слов «…Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою…» до слов «… они сами пылали любовью». Повесть «Ася», глава 9 (о вальсе). «Записки охотника», рассказ «Певцы», со слов «Яков помолчал, взглянул кругом…» (не борисов!!!)до слов «…и увидал, что победа была его…»Этой женщиной стала знаменитая французская певица Полина Виардо. Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал её пение (в опере «Севильский цирюльник» Виардо исполняла партию Розины) и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом.С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев. В 1865 году в Баден-Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо. 1875 год, Париж. В доме на улице Друэ по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь устраивались концерты с благотворительной целью, музыкальные «утра», литературные чтения. В них участвовали русские и французские писатели, музыканты, художники. Тургенев читал свои произведения. Полина Виардо исполняла русские романсы. Вспоминали, что, когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев «совершенно воодушевлялся». Художник В. Д. Поленов рассказывал, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал».Романс – это лирическая песня с сопровождением. Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, но, как правило, в романсе мы слышим более тесную детальную связь музыки и поэтического текста. Романс в переводе означает «песня любви». Это своеобразная исповедь души, в нём отражаются чувства и настроения композитора и поэта: любовь, ревность, томление, душевный порыв.Все слышали этот романс, но мало кто знает, что слова написаны И. С. Тургеневым. Называлось его стихотворение «В дороге». Музыку написал Абаза. Романс Тургенева – песнь любви к милой сердцу Родине нашей, дорогой великому русскому писателю и нам, его потомкам. Тема родины звучит и в музыкальном произведении современника Тургенева, польского композитора Михаила Клеофаса Огиньского… Этот полонез называется «Прощание с родиной». Автор был вынужден покинуть Польшу, и это произведение было первым, написанным им на чужбине. В нём мы слышим и нежные чувства любви и тревоги за судьбу своей страны.
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)