logo
георгиевский

11) Картина Иванова «Явление Христа народу»

«Явление Христа народу» ( «Явление Мессии») - картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна.

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года художник приступил к созданию «Явления Христа народу». На написание этой картины ушло 20 лет (1837-1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

Император Александр II приобрёл полотно и принёс его в дар Румянцевскому музею (в доме Пашкова), при расформировании которого оно попало в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, где и находится по сей день.

Композиция

На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями.

наибольшие трудности в понимании «Явления Христа народу» были связаны с тем, что в самой картине оказались заложены глубокие внутренние противоречия, в сущности, не разрешенные художником. Религиозная тема послужила Иванову для воплощения внерелигиозного содержания, реалистический метод, с поразительной силой и глубиной раскрывающий действительность, в работе Иванова совмещался с непреодоленными чертами условной академической схемы.

Преодолению этих противоречий была посвящена вся многолетняя работа художника над «Явлением Христа народу». Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и рисунков. Их насчитывается более шестисот

Уже в начале работы над картиной Иванов вкладывал в свою тему не столько религиозный, сколько нравственный смысл. Его интересовал не догматический церковный рассказ, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Мессии.

Такая постановка темы в значительной мере предопределила характер дальнейшей работы над картиной. Чтобы выполнить свою задачу и показать в картине всю сложную совокупность душевных переживаний своих героев, Иванов должен был обратиться прежде всего к живой действительности, которая одна только и могла дать ему материал для изучения тайн человеческой психики.

Но и этого было недостаточно. Стремление к внутренней правде и жизненности в изображенном им событии сочеталось у Иванова с тенденцией к «антикварской точности», «строжайшему отчету во всем со стороны истории». Тема Иванова была исторической, и он не мог найти нужной ему натуры в окружающей жизни; а между тем, задача исторической живописи, в глазах Иванова, заключалась именно в том, чтобы представить со всей силой правды и реальности не только внутренний смысл, но и внешнюю сторону изображаемого события.Новаторским в замысле Иванова было прежде всего само понимание темы. В русской академической живописи XVIII - начала XIX века образы прошлого неизменно принимали героический характер независимо от того, принадлежал ли избранный сюжет к античной, русской или библейской истории, независимо даже от сущности изображаемого события.

Иванов сознательно отказался от театральной героизации своих персонажей, и трагическая патетика, стаьшая уже традиционной в русской исторической картине, сменилась у него исканиями глубокой и подлинной человечности. Кардинально изменились и средства художественного выражения. Главным носителем экспрессии в картине Иванова становится не обнаженная человеческая фигура, как это было у академических мастеров, не поза и жест, а лицо, одухотворенное и отражающее внутреннюю жизнь человека. Пластика уступает место живописи.Столь же новаторской была установка Иванова на всестороннее и углубленное изучение исторических, археологических и этнографических источников.