14.Детская литература в России XV-XVIII веках. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
Произведения русской детской литературы, созданные в XV — XVII веках, дают основание признать наличие древнерусской детской литературы, которая явилась фундаментом для развития русской детской литературы последующих эпох. По своему характеру, темпам развития, по связям с просвещением и всей русской культурой древнерусская литература для детей была неоднородной. Задолго до появления первых текстов, создаваемых для детей, шел естественный процесс отбора произведений для детского чтения. К XV веку завершился большой период предыстории детской литературы, длившийся около четырех с половиной столетий (с X до первой половины XV века). Со второй половины XV столетия началась ее история, появилась собственно детская литература на волне патриотизма, вместе с растущим самосознанием народа, и возникла она из педагогических потребностей, как органическая и важнейшая часть всей русской национальной культуры. Завершение этого периода (вторая половина XVI века) характеризуется появлением печатных книг.
Все сказанное о прозе и публицистике, входившей в круг детского чтения в XVII веке, свидетельствует о том, что наши предки обращали серьезное внимание на воспитание детей. Они использовали для этого лучшие произведения оригинальной литературы и художественные сокровища всего цивилизованного мира. Древняя Русь не замыкалась в узкие рамки, а вела активный обмен культурными ценностями, и детская литература также вовлекалась в этот обмен, играя важную роль в общекультурной жизни того времени, в идейной и эстетической борьбе эпохи. Древнерусская литература для детей сыграла значительную роль в развитии общенациональной русской культуры. Все это убеждает нас в том, что древнерусская детская литература имеет большое историко-культурное и педагогическое значение.
Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь.
Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
Жанровые и педагогические доминанты в детской литературе определяются сочетанием дидактики и эстетики, гармоничное соотношение педагогического и художественного компонентов в детских произведениях имеет огромную важность. Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. Конечно, ребенок должен читать «нужные ему книги»! Ведь именно в них содержится « азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита взрослых от детей»(!)» Не менее важна эстетическая функция детской литературы : книга должна привить художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. Впечатления детства – самые крепкие, самые важные. Потому не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь. Важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы. Огромна роль иллюстраций в детской книге. Даже взрослый читатель начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления. Для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединяется с ее содержанием (трудно представить «Приключения Буратино» А. Толстого или «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова без иллюстраций Л. Владимирского). Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие. Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологические особенности восприятия детской литературы . Это идентификация – отождествление себя с литературным героем. Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, стремясь к чуду, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, ребенок обогащает свою жизнь, свой духовный опыт. Жанровым формам в литературе для детей присуще многообразие, представлен большой спектр от малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Все они характеризуются исторической изменчивостью.
Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас, но есть все основания предполагать, что они существовали.
Наиболее ранние из дошедших до нас учебников относятся к XVI в. «научения» первопечатником Иваном Федоровым. Она вышла во Львове в 1574 г. Азбука была задумана и осуществлена как составная часть целого комплекса учебных пособий, необходимых для обучения довольно широкого круга детей.
Один из ранних букварей, дошедших до нас, напечатан в Москве. Он называется «Начальное учение человеком, хотящим разу - мети божественного писания». Создан он был в 1634 г. Василием Федоровичем Бурцевым и «прочими соработниками». В букваре Бурцева были не только азбука, т. е. буквы, расположенные в алфавитном порядке, но и первоначальные сведения по грамматике, заповеди, притчи, наставления. Следовательно, букварь не только учил грамоте, но был книгой для чтения и служил нравственному воспитанию детей.
В XVII в. появляются и азбуковники — анонимные рукописные сборники. Одни из них имели энциклопедическую направленность и содержали разные научные сведения. Другие представляли собой переход от букваря к книге для чтения и содержали прописи, правила школьного поведения и нравоучительные изречения.
Кроме учебных книг в XVII веке появляются так называемые «потешные» (или «фряжские», или «немецкие») листы. Это оттиски на меди или эстампы с гравюр вначале иностранного, а затем и русского происхождения. Сюжеты были географического, исторического или сказочного характера.
В конце XVII в. появляется в России первый детский писатель — Карион Истомин (приблизительные даты жизни: 1650 — 1722). Монах Чудова монастыря в Москве, поэт и педагог, Карион Истомин писал стихи для детей, составлял буквари, создавал энциклопедии. Среди книг, написанных Карионом Истоминым, наибольшей известностью пользовался «Лицевой букварь», первоначально появившийся в рукописном варианте. Букварь был преподнесен в 1692 г. царице Наталье Кирилловне для обучения ее внука, царевича Алексея, сына Петра I. В 1694 г. букварь был напечатан с иллюстрациями Леонтия Бунина, одного из лучших художников того времени. В основу букваря Кариона Истомина был положен принцип наглядности. Каждой букве посвящен отдельный лист. Верхняя часть листа была занята выгравированной буквой. Затем шли картинки и слова на эту букву. В нижней части— стихотворные тексты познавательного и нравоучительного характера с употреблением слов на соответствующую букву. Заслуга Кариона Истомина заключается в том, что он заложил основы наглядной и занимательной детской книги. Кроме того, букварь был предназначен для обучения не только мальчиков, но и девочек. В период, когда о женском равноправии не могло идти речи, появление букваря было прогрессивным явлением. Букварь убеждает в новаторстве просветительских взглядов Кариона Истомина. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской детской литературы. Для нас он является замечательным памятником русской культуры конца XVII в. и отражением тех прогрессивных преобразований, которые характерны для Петровской Руси. Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, "просвещение, 'яги Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосредственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа.
При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина — Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой», состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п.
Всю историю древнерусской детской литературы можно раздев лить на четыре периода:
1) вторая половина XV — первая половина XVI в., когда появились первые познавательные произведения;
2) вторая половина XVI — начало XVII в., когда было издано 15 печатных книг для детей;
3) 20—40-е гг. XVII в., когда начинается регулярное стихотворство;
4) вторая половина XVII — период мирования разных жанров и видов детской литературы.
Большое развитие в XVII в. получает поэзия. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская поэзия.
Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в., когда писались и произведения большого объема, которые мы теперь называем поэмами. Стихами излагались правила поведения, сообщались разные сведения о мире. Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей. Среди них — первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, тепло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость, даются разнообразные советы, как учиться и как читать. По композиции это задушевная беседа с ребенком на интересную и важную для него тему. Автор убеждает ребенка не лениться в учении, быть старательным, во всем слушаться учителя. Только в этом случае он может научиться «мудростному писанию» (грамоте), попасть в число «мудрых мужей» и стать «истинным сыном света». Позднее, во второй половине XVII в., стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.
Большой известностью пользовалось и другое стихотворение Савватия — «Прощение в кратце о лености и нерадении», состоящее из 124 строк. В нем создан отрицательный образ ученика, способного, но ленивого и нерадивого. Савватий старается привить детям уважение к грамоте, восторженное отношение к образованию и презрение к невежеству. Автор подводит читателя к выводу, что учение — свет, а неучение — тьма. Как основное воспитательное средство Савватий использует убеждение, а как литературный прием — сравнение, уподобление. Например, он говорит, что бриллиант дорог игрой света, цветом, красками, а человек — образованием и «своим разумением».
В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, названном «Азбука отпускная», создан образ положительного ученика, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.
Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайловича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал принимать активное участие в литературной и общественной жизни. Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.
Но наибольший интерес представляет букварь 1679 г. В нем помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание». В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хорошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и пользу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги. Он написал стихотворные предисловия к изданным им для детей книгам «Тестамент» и «Повесть о Ваарламе и Иоасафе». В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию.Самыми главными книгами Симеона Полоцкого являются «Риф. мологион», имеющий 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный», состоящий из 1316 страниц. Книги были предназначены, по словам автора, «в пользу юных и старых», которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего». В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям.
Были доступны детям и приобретшие большую известность стихи о природе, минералах, животных, растениях, занимательные легенды и т. п. Вот, например, стихотворение «Дуга» («Радуга») или стихи о земле и воде.Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.
15.Детская литература во второй половине XVII века (жанры, тематика, проблематика).
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки А. С. Пушкина, Шарля Перро, В. Гауфа, Ганса Христиана Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, а также «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и многие другие. В связи с этим возникает понятие «детское чтение». Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей старух сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки. В конце XII в. сказки стали заносится в рукописные сборники. В первых рукописных сборниках уже встречается повесть об Илье Муромце.
Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII—XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре — Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском. В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Священные писания жития святых», «Псалтырь». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари, по ним учились читать.
Жанры:
Ска́зка — жанр литературного творчества: Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Название «Роман» возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа
- 1.Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
- 2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор.
- 3. Русские народные сказки в детском чтении. Мифопоэтическое содержание и основные стилевые черты народной сказки.
- 4. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (а. Афанасьев, в.И. Даль, к.Д. Ушинский, л.Н. Толстой, а.К. Толстой, а.М. Ремизов, а.Н. Толстой).
- Старик-годовик Владимир Даль
- Гуси-лебеди
- Константин Ушинский
- Слепая лошадь
- 5.Былины в детском чтении.
- 6. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки в эпоху классицизма
- 7.Сказки бр. Гримм: особенности жанра.
- 8. Авторская сказка в литературе романтизма (э-т-а Гофман, в.Гауф, г-х Андерсен)
- 9. Жанр сказки-нонсенс в детской литературе (л.Кэрролл).
- 10. Жанр литературной сказки в русской литературе 1 пол.19 века.
- 11. Стихотворная литературная сказка а.С.Пушкина. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов.
- 12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».
- 13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
- 14.Детская литература в России XV-XVIII веках. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
- Характерные черты детской литературы:
- 17. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе XIX века. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
- 18. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей рубежа 19-20 вв (а.П.Чехов, л.Н.Андреев, а.И.Куприн)
- 19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Особенности повествовательной манеры.
- 20. Художественное своеобразие «Аленушкиных сказок» д.Н. Мамина-Сибиряка.
- 21. Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей конца 19 века (н.Вагнер, в.Гаршин)
- 22. Лирика поэтов второй половины XIX века в детском чтении.
- 23.Тема детства в творчестве поэтов «серебряного века» (к.Бальмонт, а.Ахматова, м. Цветаева и др.).
- 24.Комическое и лирическое в поэзии и в прозе Саши Черного.
- Вопрос 25 к.И.Чуковский в истории детской литературы
- Вопрос 26 Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (д.Хармс)
- Вопрос 27 б.С. Житков в истории русской детской литературы
- 28. А.П. Гайдар и традиции приключенческой детской книги.
- 29. Детские образы н.Носова. Приемы комического в детской литературе.
- 30. Русская литературная сказка 1920-30-х г.Г. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: л.И.Лагин, в.А.Каверин, в.П.Катаев
- 31. Идеи художественного синтеза начала хх в. В «Трех толстяках» ю.К.Олеши и «Золотом ключике» а.Н.Толстого.
- 32.Творчество е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
- 33. Лирико-философское начало в книгах м.М.Пришвина и к.Г.Паустовского для детей.
- 34. Природоведческая книга в 20 веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.
- 35. Сказ в творчестве п.Бажова, б.Шергина, и.Ермакова.
- 36. Мастерство создания детского характера в русской детской литературе второй половины хх века р.П.Погодина
- 37.Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (в. Аксенов, в. Белов, а. Битов, в. Маканин, ю. Казаков и др.).
- 38. «Мир глазами героя» в русской литературе второй половины хх в.
- 39. Традиции детской игровой поэзии в творчестве поэтов второй половины хх века (по выбору студента)
- 40. Энциклопедическая книга для детей: история и современность
- 41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
- 42. История развития научно-художественной книги для детей в хх в.