32.Творчество е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
Писатель, драматург, киносценарист Евгений Львович Шварц родился в Казани 21 октября 1896 года в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914—1916). С детства Евгений Львович Шварц увлекался театром, писал шуточные стихи. Годы Гражданской войны провел в Ростове-на-Дону, где в 1917—1921 гг. играл на сцене Театральной мастерской под руководством режиссера П.К.Вейсбрема, а в 1921г. вместе с труппой переехал в Петроград. Обладая даром театральной импровизации и сатирической эксцентрики, Е.Л.Шварц все же расстался со сценой, сблизился с литературной группой «Серапионовы братья». В литературной среде Е.Л.Шварца знали как блестящего выдумщика и шутника, в этом качестве он изображен (под именем Геня Чёрн) в романе О.Форш «Сумасшедший корабль». В печати Е.Л.Шварц выступил в 1923 году как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете «Кочегарка» (г.Бахмут, ныне Артемовск), при которой он вместе с группой литераторов организовал литературный журнал «Забой». По возвращении в Ленинград — постоянный сотрудник детского отдела Госиздата, участник журнала «Еж» и «Чиж». Первая книга Е.Л.Шварца — «Рассказ Старой балалайки» (1924) открывает цикл его произведений, адресованных детям. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии детства отмечены повести Е.Л.Шварца: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе — 1937); «Первоклассница» (1949). Как детский писатель Е.Л.Шварц испытал влияние писателей из группы ОБЭРУИТЫ, широко практиковавших эксцентрический вымысел, остроумную шутку, веселую игру со значением и звучанием слова. Эти черты проявились и в первых пьесах Е.Л.Шварца, поставленных Ленинградским ТЮЗом («Ундервуд», пост. 1929, изд. 1930; «Клад», пост. 1933, изд. 1934), а также в сатирической комедии для взрослых «Приключения Гогенштауфена» (1934). Жанр театральной сказки, основанной на органическом соединении реального и условно-фантастического, обыкновенного и чудесного, злободневного и вечного, стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л.Шварца. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х.Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров: пьесы «Голый король» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940) имеют богатую сценическую историю. Большое значение для утверждения Е.Л.Шварца-драматурга имело многолетнее творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем Н.П.Акимовым. В начале Великой Отечественной войны Е.Л.Шварц (в соавторстве с М.Зощенко) написал гротескную антифашистскую пьесу «Под липами Берлина» (1941, поставлена в Ленинградском театре Комедии, 1941). Е.Л.Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес: «Одна ночь» (1942) — о защитниках блокадного Ленинграда; «Далекий край» (1942) — об эвакуированных детях. Завершил начатую ранее антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944) — одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Условная сказочная форма пьесы обнажает истинный механизм господства и подчинения в условиях тоталитарной диктатуры, осмеивает психологию раболепия и покорности перед грубым насилием, подавляющим достоинство человека. В 1962г. пьеса опубликована и поставлена на сцене Ленинградского театра Комедии. В послевоенные годы драматургия Е.Л.Шварца обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его последних пьесах: «Обыкновенное чудо» (1956) и «Повесть о молодых супругах» (1958). Для театра кукол Е.Л.Шварц написал пьесы «Сказка о потерянном времени» (пост. 1940, изд. 1948), «Сказка о храбром солдате» (пост. 1946), «Сто друзей» (1948). По его сценариям сняты фильмы «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот» (1957) и др. Умер Е.Л.Шварц 15 января 1958г. в Ленинграде
Пьесы и фильмы по его сценариям пользуются неизменным успехом до сих пор. Говорят, что лучше всего характеризуют писателя его слова… А Шварц был и остается Мастером слова с большой буквы: Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения. («Тень», слова людоеда Чезаре Борджиа) Бороться за свою славу — что может быть утомительнее? («Обыкновенное чудо») Молодые люди — жестокий народ, ведь они еще ничего не успели пережить. («Обыкновенное чудо») Благоразумные люди переводят свои капиталы за границу. Один банкир перевел даже свои золотые зубы, и теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу. («Тень», слова министра финансов) Шантажиста мы разоблачили бы, вора поймали бы, ловкача — перехитрили бы, но... поступки простых и честных людей иногда так загадочны! («Тень», слова министра финансов) Человек честным трудом заработал много денег. И вдруг у него появился зловещий симптом: особый беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток. («Обыкновенное чудо») Именно свои влюбленным кажутся особенно чужими. Все переменилось, а они остались такими, как были. («Обыкновенное чудо») Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. («Сказка о потерянном времени») Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники. («Снежная королева») Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса. («Золушка») Человеческие души очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. («Дракон») Вряд ли и водка доставит человеку удовольствие, если пить ее по предписанию врача и покупать в аптеке по рецепту. Я пишу все, кроме доносов…
- 1.Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
- 2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор.
- 3. Русские народные сказки в детском чтении. Мифопоэтическое содержание и основные стилевые черты народной сказки.
- 4. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (а. Афанасьев, в.И. Даль, к.Д. Ушинский, л.Н. Толстой, а.К. Толстой, а.М. Ремизов, а.Н. Толстой).
- Старик-годовик Владимир Даль
- Гуси-лебеди
- Константин Ушинский
- Слепая лошадь
- 5.Былины в детском чтении.
- 6. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки в эпоху классицизма
- 7.Сказки бр. Гримм: особенности жанра.
- 8. Авторская сказка в литературе романтизма (э-т-а Гофман, в.Гауф, г-х Андерсен)
- 9. Жанр сказки-нонсенс в детской литературе (л.Кэрролл).
- 10. Жанр литературной сказки в русской литературе 1 пол.19 века.
- 11. Стихотворная литературная сказка а.С.Пушкина. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов.
- 12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».
- 13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
- 14.Детская литература в России XV-XVIII веках. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
- Характерные черты детской литературы:
- 17. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе XIX века. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
- 18. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей рубежа 19-20 вв (а.П.Чехов, л.Н.Андреев, а.И.Куприн)
- 19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Особенности повествовательной манеры.
- 20. Художественное своеобразие «Аленушкиных сказок» д.Н. Мамина-Сибиряка.
- 21. Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей конца 19 века (н.Вагнер, в.Гаршин)
- 22. Лирика поэтов второй половины XIX века в детском чтении.
- 23.Тема детства в творчестве поэтов «серебряного века» (к.Бальмонт, а.Ахматова, м. Цветаева и др.).
- 24.Комическое и лирическое в поэзии и в прозе Саши Черного.
- Вопрос 25 к.И.Чуковский в истории детской литературы
- Вопрос 26 Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (д.Хармс)
- Вопрос 27 б.С. Житков в истории русской детской литературы
- 28. А.П. Гайдар и традиции приключенческой детской книги.
- 29. Детские образы н.Носова. Приемы комического в детской литературе.
- 30. Русская литературная сказка 1920-30-х г.Г. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: л.И.Лагин, в.А.Каверин, в.П.Катаев
- 31. Идеи художественного синтеза начала хх в. В «Трех толстяках» ю.К.Олеши и «Золотом ключике» а.Н.Толстого.
- 32.Творчество е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
- 33. Лирико-философское начало в книгах м.М.Пришвина и к.Г.Паустовского для детей.
- 34. Природоведческая книга в 20 веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.
- 35. Сказ в творчестве п.Бажова, б.Шергина, и.Ермакова.
- 36. Мастерство создания детского характера в русской детской литературе второй половины хх века р.П.Погодина
- 37.Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (в. Аксенов, в. Белов, а. Битов, в. Маканин, ю. Казаков и др.).
- 38. «Мир глазами героя» в русской литературе второй половины хх в.
- 39. Традиции детской игровой поэзии в творчестве поэтов второй половины хх века (по выбору студента)
- 40. Энциклопедическая книга для детей: история и современность
- 41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
- 42. История развития научно-художественной книги для детей в хх в.