logo
Экзамен

33. Лирико-философское начало в книгах м.М.Пришвина и к.Г.Паустовского для детей.

Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. Всё его творчество философично насквозь. Писатель никогда не ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое.

Проза Пришвина отличается своеобразным философско-лирическим настроем, связанным преимущественно с темами природы, истории, народного быта и фольклора.

В теме "человек и природа" он ищет не взаимоисключающие начала, а начала родственные, перекидывающие мост от стихийного природного творчества к культурному, творческому человеческому труду. Эта тема в сущности осталась основной у Пришвина на всем протяжении его творчества. Но во всю широту развернуть ее смог Пришвин только после революции. Мир нетронутой, первобытной природы и примитивного крестьянского быта составляет содержание первых книг П. - "В краю непуганных птиц" [1906], "Колобок" [1908], "Черный араб" [1911] и пр. Уже в этих своих произведениях П. определился как художник с исключительно острым и глубоким чувством природы и простотой народной речи, как мастер реалистически-красочной ландшафтной и бытовой живописи. П. стремится в описаниях "леса, камня и воды", глухих селений, примитивных промыслов найти некое единство, своего рода поэтический ключ к образно-синтетическому воплощению действительности. Для П. нет ужаснее "человека, оставленного творческим духом". Но творческий процесс не представляет собой чего-либо исключительного и из ряда вон выходящего; он наличествует везде, где есть живое дело и реальное знание, ведущее к установлению связи между людьми и между человеком и природой.

В книгу Михаила Пришвина, тонкого лирика природы, великолепного стилиста, вошли философская повесть "Женьшень" и циклы новелл "Олень-цветок" и "Голубые песцы".

Все произведения Пришвина отличаются своеобразным философско-лирическим настроем, связанным преимущественно с темами природы, истории, народного быта и фольклора.

Творчество М.М.Пришвина - крупное явление советской лирико-философской прозы.  В лирических миниатюрах М.М. Пришвина встречается множество разнообразных эпитетов. С их помощью автор обозначает и характеризует различные детали, стороны каждого предмета и явления природы. В произведениях М.М. Пришвина эпитеты выполняют разные функции.

Основу образного и мотивного строя произведений малой формы К. Г. Паустовского составляет философско-эстетическая триада природа-человек-творчество. Специфика мировоззрения автора подразумевает восприятие природы как основы человеческого бытия и определяет первостепенный статус мотива единения человека и природы.

Философия природы в мире прозы К. Г. Паустовского раскрывается прежде всего через пейзаж, который является смысловым и структурообразующим центром текста. Пейзаж составляет идейно-содержательную основу произведений, нередко лежит в основе сюжета или служит отправной точкой философских рассуждений. Подчёркивает специфику философского восприятия природы поэтика названий произведений писателя («Наедине с осенью», «Синева», «Бег времени», «Прощание с летом»). Выбор мотивов (мотив вдохновляющей, исцеляющей природы, мотив родины) и сюжетов (путешествие по родному краю, поиск заповедного места, любование неприметным пейзажем) также находится в непосредственной связи с авторской философией природы. Направить к её познанию, к ощущению гармонии с ней – основная цель художника. Философское наполнение описаний природы раскрывают также онтологические лейтмотивы: свет, вода, цветы, воздух и т.п., выполняющие роль структурных элементов, скрепляющих текст, нередко создающих сюжет лирического повествования.