12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».
Сказка Ершова аккумулировала в себе и самые "ходовые", и самые любимые народом (и детьми тоже) фольклорные сказочные сюжеты ("Иван-царевич и Серый волк", "Сивка-бурка"). Всякий раз сказка преподает уроки мудрости и нравственности, заключенные в самой ее образности, архетипической подоснове, в слоге, напитанном и звучностью, и живописной сочностью устного народного искусства, народного театра с его пластичностью и символической глубиной и меткостью.
В эпиграфах угадываются темп, плотность повествования и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.
Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:
Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)
Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)
Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)
Идейно-художественные достоинства.
Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух. Сказка пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями главного героя, его оптимизмом и находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое.
Художественное пространство
Основная особенность хронотопа волшебной сказки как жанра – неопределенность: действие в сказке совершается «где-то», «когда-то». Она всегда отправляет нас в глубокое прошлое, в незапамятные времена. И в «Коньке-горбунке» в зачинах и присказках слышны отзвуки мифологического правремени: «Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего коурка…»
Встречаются и метонимические символы вечности: «Сидит ворон на дубу, он играет во трубу…» (Ворон – древнее загадочное существо, «дуб» - мировое древо, хранители жизни и памяти человечества). Вплетение мотивов условно-конретного («профанного») времени («Зачинается рассказ от Ивановых проказ…») и исторического («Год ли, два ли пролетело…») не меняет ощущения неопределенности сказочного времени, выраженного в повторяющихся словесно-фольклорных формулах: «В долгом времениаль вскоре», «Много ль времени аль мало…».
Неопределенность хронотопа сказки беспредельно расширяет возможности проявления чудес и волшебства в обоих мирах сказочного пространства, как бы являясь их логической мотировкой. Но подлинная родина чудесного, его гнездилище – это «иной мир», «Иное царство», которое в разных сказках называется по-разному: «незнаемое царство, незнакомое государство», «нерусская земля», «невиданное царство, небывалое государство», «другое царство», «иншее царство», «нездешний мир», «земля иноверская», «иное государство» и т. д.
В «Коньке-горбунке» есть «Иное царство», но оно, как таковое, не атрибутировано и не обозначено – сказка лишь поведала о приключениях, случившихся с Иваном: «Как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом…»
- 1.Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
- 2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор.
- 3. Русские народные сказки в детском чтении. Мифопоэтическое содержание и основные стилевые черты народной сказки.
- 4. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (а. Афанасьев, в.И. Даль, к.Д. Ушинский, л.Н. Толстой, а.К. Толстой, а.М. Ремизов, а.Н. Толстой).
- Старик-годовик Владимир Даль
- Гуси-лебеди
- Константин Ушинский
- Слепая лошадь
- 5.Былины в детском чтении.
- 6. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки в эпоху классицизма
- 7.Сказки бр. Гримм: особенности жанра.
- 8. Авторская сказка в литературе романтизма (э-т-а Гофман, в.Гауф, г-х Андерсен)
- 9. Жанр сказки-нонсенс в детской литературе (л.Кэрролл).
- 10. Жанр литературной сказки в русской литературе 1 пол.19 века.
- 11. Стихотворная литературная сказка а.С.Пушкина. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов.
- 12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».
- 13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
- 14.Детская литература в России XV-XVIII веках. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
- Характерные черты детской литературы:
- 17. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе XIX века. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
- 18. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей рубежа 19-20 вв (а.П.Чехов, л.Н.Андреев, а.И.Куприн)
- 19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Особенности повествовательной манеры.
- 20. Художественное своеобразие «Аленушкиных сказок» д.Н. Мамина-Сибиряка.
- 21. Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей конца 19 века (н.Вагнер, в.Гаршин)
- 22. Лирика поэтов второй половины XIX века в детском чтении.
- 23.Тема детства в творчестве поэтов «серебряного века» (к.Бальмонт, а.Ахматова, м. Цветаева и др.).
- 24.Комическое и лирическое в поэзии и в прозе Саши Черного.
- Вопрос 25 к.И.Чуковский в истории детской литературы
- Вопрос 26 Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (д.Хармс)
- Вопрос 27 б.С. Житков в истории русской детской литературы
- 28. А.П. Гайдар и традиции приключенческой детской книги.
- 29. Детские образы н.Носова. Приемы комического в детской литературе.
- 30. Русская литературная сказка 1920-30-х г.Г. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: л.И.Лагин, в.А.Каверин, в.П.Катаев
- 31. Идеи художественного синтеза начала хх в. В «Трех толстяках» ю.К.Олеши и «Золотом ключике» а.Н.Толстого.
- 32.Творчество е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
- 33. Лирико-философское начало в книгах м.М.Пришвина и к.Г.Паустовского для детей.
- 34. Природоведческая книга в 20 веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.
- 35. Сказ в творчестве п.Бажова, б.Шергина, и.Ермакова.
- 36. Мастерство создания детского характера в русской детской литературе второй половины хх века р.П.Погодина
- 37.Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (в. Аксенов, в. Белов, а. Битов, в. Маканин, ю. Казаков и др.).
- 38. «Мир глазами героя» в русской литературе второй половины хх в.
- 39. Традиции детской игровой поэзии в творчестве поэтов второй половины хх века (по выбору студента)
- 40. Энциклопедическая книга для детей: история и современность
- 41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
- 42. История развития научно-художественной книги для детей в хх в.