13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
13. . ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
Сегодня поэзия и проза А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы. В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье "Пушкин и дети" пишет: "Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценность". С середины XIX века предпринимались попытки составить сборники произведений Пушкина, ориентированные на юношество, но первое издание непосредственно для детей появилось только в начале ХХ века: в 1913 г. в Петербурге вышла в свет книга, которая так и называлась - "Пушкин для детей". Составители включили в неё около ста произведений: стихотворения, сказки, отрывки из поэм, повестей, пьес, отобрав из огромного пушкинского наследия то, что доступно и важно для детей среднего возраста.
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме "Руслан и Людмила" "У лукоморья дуб зелёный…". Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения. За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек. Таким образом, эти сказки двухадресны: занимательный сюжет, отточенный стиль, яркая образность и богатство рифм делают их доступными и интересными для детей, а их философское содержание адресовано взрослым. В целом же сказки, как и все произведения Пушкина, имеют вневозрастную и вневременную ценность, а юному читателю преподносят первые уроки нравственности.
Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Часто это происходит незаметно для него самого, но эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.
В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, о чем свидетельствуют воспоминания, относящиеся к 20—30-м годам XIX века. Ярко об этом рассказывал, например, А. И. Герцен, другие деятели русской культуры. Начиная с конца 50-х годов XIX века Пушкин входит в гимназические программы. С книгами Ушинского «Датский мир» и «Родное слово» пришел в начальные классы.
Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. «Как грустно мне твоё явление. Весна, весна… Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови », пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Поэт с легкостью переходит от одного времени года к другому ("Осень"), от сегодняшнего дня ко дню вчерашнему, от описания природы к описанию комнаты ("Зимнее утро"). Самое значительное стихотворение А.С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, - это "Осень". В стихах поэта поражает его способность всего в нескольких строках описать великолепие природы: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…» Именно высокое мастерство А.С. Пушкина в описании картин природы является отличительной чертой творчества писателя.
При работе с пейзажной лирикой Пушкина следует помнить, что дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам — пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте. Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным колокольчиком. Его пейзаж тесно связан с человеком, с его чувствами, переживаниями и восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое», то сердечную тоску, это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла». Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.
Лирические стихотворения Пушкина многослойны. Читатель каждого возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического развития, душевного состояния, постигает доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.
- 1.Детская литература и круг детского чтения. Функции детской литературы как искусства слова.
- 2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор.
- 3. Русские народные сказки в детском чтении. Мифопоэтическое содержание и основные стилевые черты народной сказки.
- 4. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (а. Афанасьев, в.И. Даль, к.Д. Ушинский, л.Н. Толстой, а.К. Толстой, а.М. Ремизов, а.Н. Толстой).
- Старик-годовик Владимир Даль
- Гуси-лебеди
- Константин Ушинский
- Слепая лошадь
- 5.Былины в детском чтении.
- 6. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки в эпоху классицизма
- 7.Сказки бр. Гримм: особенности жанра.
- 8. Авторская сказка в литературе романтизма (э-т-а Гофман, в.Гауф, г-х Андерсен)
- 9. Жанр сказки-нонсенс в детской литературе (л.Кэрролл).
- 10. Жанр литературной сказки в русской литературе 1 пол.19 века.
- 11. Стихотворная литературная сказка а.С.Пушкина. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов.
- 12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».
- 13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
- 14.Детская литература в России XV-XVIII веках. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
- Характерные черты детской литературы:
- 17. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе XIX века. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
- 18. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей рубежа 19-20 вв (а.П.Чехов, л.Н.Андреев, а.И.Куприн)
- 19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Особенности повествовательной манеры.
- 20. Художественное своеобразие «Аленушкиных сказок» д.Н. Мамина-Сибиряка.
- 21. Жанр литературной сказки в творчестве русских писателей конца 19 века (н.Вагнер, в.Гаршин)
- 22. Лирика поэтов второй половины XIX века в детском чтении.
- 23.Тема детства в творчестве поэтов «серебряного века» (к.Бальмонт, а.Ахматова, м. Цветаева и др.).
- 24.Комическое и лирическое в поэзии и в прозе Саши Черного.
- Вопрос 25 к.И.Чуковский в истории детской литературы
- Вопрос 26 Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (д.Хармс)
- Вопрос 27 б.С. Житков в истории русской детской литературы
- 28. А.П. Гайдар и традиции приключенческой детской книги.
- 29. Детские образы н.Носова. Приемы комического в детской литературе.
- 30. Русская литературная сказка 1920-30-х г.Г. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: л.И.Лагин, в.А.Каверин, в.П.Катаев
- 31. Идеи художественного синтеза начала хх в. В «Трех толстяках» ю.К.Олеши и «Золотом ключике» а.Н.Толстого.
- 32.Творчество е.Л.Шварца для детей. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».
- 33. Лирико-философское начало в книгах м.М.Пришвина и к.Г.Паустовского для детей.
- 34. Природоведческая книга в 20 веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.
- 35. Сказ в творчестве п.Бажова, б.Шергина, и.Ермакова.
- 36. Мастерство создания детского характера в русской детской литературе второй половины хх века р.П.Погодина
- 37.Современный рассказ в детском чтении. Идейно-стилевые искания (в. Аксенов, в. Белов, а. Битов, в. Маканин, ю. Казаков и др.).
- 38. «Мир глазами героя» в русской литературе второй половины хх в.
- 39. Традиции детской игровой поэзии в творчестве поэтов второй половины хх века (по выбору студента)
- 40. Энциклопедическая книга для детей: история и современность
- 41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
- 42. История развития научно-художественной книги для детей в хх в.