1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "Искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Основной темой и главным предметом искусства является человек - со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром.
Показывая человека во всей его сложности, неоднозначности, противоречивости, искусство старается: помочь человеку познать себя как человека, и потому познание в искусстве выступает прежде всего как самопознание.
О людях минувших поколений и нынешних, но других культур и традиций мы во многом узнаем из искусства, дающего нам картину материальной и духовной жизни прошлого и настоящего человечества. (В этой части ответа не уверена, но это все, что мне удалось найти)
Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение.
Разделение искусства на виды обусловлено:
1) эстетическим богатством и многообразием действительности;
2) духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника;
3) богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.
Каждый вид искусства имеет преимущественное тяготение к определенным сторонам действительности.
Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.
2) Происхождение музыки. Понятие синкретизма .
Синкретизм(лат. syncretismus- Соединение обществ) - сочетание или слияние несовместимых и несопоставимых образов мышления и взглядов. Обозначает согласованность и единство (синкретический). Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны - кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) - явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации). Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр. Форма музыки - это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов - интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка--искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) - составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б. Асафьев).
Романтизм (франц. Romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский Romantisme ведёт родословную от испанского романс (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский романтические (романтический), передаваемое по-французски и романтизм, а затем Romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "Р". становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.В музыке о Р. как творческом методе правомерно говорить только тогда, когда композитор конкретизирует музыкальные образы с помощью слова, сценического действия или же зрительных и смысловых ассоциаций, связанных с опорой на бытовые и синтетические (в т. ч. театральные) жанры. Реалистические тенденции (живые наглядные картины быта и природы, психологически конкретные зарисовки человеческих характеров) проявляются уже в эпоху Возрождения, получают развитие в музыке барокко и классицизма; в 18 в. они ярко выступают в таких демократических музыкально-театральных жанрах, как итальянская, французская и русская комическая опера, австрийский и немецкий зингшпиль. В 1-й половине 19 в. композиторы-романтики (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Лист) углубили характеристичность музыки, усилили её национальную и историческую конкретность. Во 2-й половине 19 в. Ж. Визе ( "Кармен"), Дж. Верди ( "Отелло", "Фальстаф"), частично Р. Вагнер ( "Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. авторы создают социально типизированные, психологически многогранные образы, что знаменует собой формирование в западно-европейской музыке Р. как самостоятельного творческого метода. Ещё ранее этот метод (в виде критического Р.) Утвердился в русской музыке (романсы и "Русалка" А. С. Даргомыжского). В его подготовке огромную роль сыграли достижения М. И. Глинки в музыкальном изображении народной жизни ( "Иван Сусанин" и др.). Вершинами Р. в музыке стали произведения композиторов "Могучей кучки" - М. П. Мусоргского, А. Г. Бородина, отчасти Н. А. Римского-Корсакова (сохранявшего черты романтизма) и П. И. Чайковского (также частично близкого романтизму), создавших правдивые и разносторонние музыкальные образы-типы, опирающиеся на характерные интонации и другие выразительные средства народной песни, бытовой музыки, речи и т.д. Эти достижения музыкального Р. послужили той основой, на которой начиная с 20-х гг. 20 в. в советской музыке (как и в творчестве некоторых зарубежных композиторов) происходит становление и развитие социалистического Р.
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)